|
|
О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, но все же следует отметить, что к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов. Сам император впоследствии вспоминал: "При самом моем восшествии на Престол я счел долгом обратить внимание на разные предметы управления... Первым занявшим меня делом было, естественно, правосудие.... Это побудило меня с первых дней моего правления рассмотреть состояние, в котором находилась комиссия, учрежденная для составления законов. К сожалению, представленные сведения удостоверили меня, что ее труды оставались совершенно бесплодными... Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют, а самое дело, по его важности, взял в непосредственное мое руководство, закрыв прежнюю комиссию".
Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М.А.Балугьянский. Как считает В. Пригодич, царь (напомним, что в разгаре было следствие по делу декабристов) не доверял Сперанскому. Характерно, что при назначении на пост Балугьянского император сказал ему о Сперанском: "Смотри же, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810-м году: ты у меня будешь за него в ответе".
В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.
Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А.П.Куницын, преподававший в Лицее А.С.Пушкину, и профессор М.Г.Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В.Е.Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н.М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.
И вот с этими сравнительно небольшими силами началась поистине титаническая работа, растянувшаяся на несколько лет. Был подготовлен четий план, наметивший три главных направления: 1)создание свода всех изданных в России законов, 2)систематизация действующих законов и разработка нового кодекса. Биограф Сперанского описывал ход работы: "Все чиновники трудились каждый день над своей частью и подавали письменный отчет о сделанном ими в продолжение недели. Каждый вечер в 7 часов старшие редакторы поочередно являлись к Сперанскому с своими тетрадями; а он в присутствии Балугьянского делал поверки и исправления, не пропуская ни одной строки; причем высказывал свои меткие наблюдения, остроумные замечания, тонкие выводы, обращая свой кабинет в школу высшей государственной науки и делового красноречия".
Уже в начале 1828 г. Сперанский имел возможность доложить царю о первых результатах: " Представляя Вашему Императорскому Величеству Свод существующих законов, /.../ считаю долгом изложить кратко: 1) существо сей работы; 2) сравнительное отношение ее к иностранным Уложениям; 3) действительную ее пользу и употребление.
Сперанский подчеркивал, что русский свод полнее французского, прусского и австрийского сводов. "Определение и удостоверение в материалах. Для сего сперва из разных архивов собраны реестры всех узаконений, по сим реестрам отысканы самые узаконения, таким образом полнота их удостоверена всеми возможными способами."
Сперанский отмечал, что комиссия готовит два свода законодательных актов: "один исторический, в коем изложены законы со всеми их изменениями, и другой свод законов существующих... Первый представляет, как законы наши образовались, возрастали, изменялись; а последний представляет то, что в них осталось и есть неизменно." В докладе Сперанского указывалось на сложность кодификации, связанную с бессистемностью материалов: "...сколько объем свода нашего обширен и полон, столько составные его части недостаточны и скудны. Сие и быть иначе не могло. Гражданские законы нигде не были произведением умозрения. Они везде возникали от дел и случаев. Следовательно, чем более дел, чем жизнь Государства была продолжительнее, чем круг его действия обширнее, тем гражданские его законы обильнее, тем состав их полнее. Сто семьдесят пять лет гражданского бытия нашего есть эпоха весьма краткая в сравнении с другими. Прибавить к сему должно, что другие народы вступили в гражданскую жизнь с великим наследством; мы, напротив, мы ничего почти не наследовали от Римлян и весьма мало от Греков. Все богатство наше в сем роде есть наше собственное, благоприобретенное. Справедливее можно дивиться тому, что мы имеем, нежели тому, чего у нас нет".
К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г. , написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.). Забегая вперед, скажем, что сразу же началось второе, а через полвека - третье издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. Последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г. Всего в Полное собрание законов, пополнявшееся до начала революции, вошло 56 томов.
Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод законов был опубликован в 1832 г. и состоял из 15 томов. За первым изданием Свода законов последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 18885, 1886, 1887, 1889 гг.) изданий.
Исследователь В.М.Клеандрова дает следующую характеристику структуры первого издания: "В соответствии с идеями Сперанского Свод делился на восемь главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей: I. Основные государственные законы (т. I, ч. 1); II. Учреждения: а) центральные (т. I. ч. 2); б) местные (т. II); в) уставы о службе государственной (т. III); III. Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях (т. IV); б) уставы о податях и пошлинах (т. V); в) Устав таможенный (т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII); д) уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений (т. VIII); IV. Законы о состояниях (т. IX); V. Законы гражданские и межевые (т. X); VI. Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредитный, торговый, промышленности (т. XI); б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (т. XII); VII. Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (т. XIII); б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных ( т. XIV); VIII. Законы уголовные (т. XV, кн. 1). В кн. 2 т. XV включались уголовно-процессуальные законы".
10 января 1832 г. на заседании Государственного совета были рассмотрены Свод законов и Полное собрание законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов с 1 января 1835 г., а перед этим разослать это издание во все правительственные учреждения для ознакомления и подготовки. По плану Сперанского создание Полного собрания законов должно было предварять создание Свода законов, а Свод в свою очередь должен был стать предварительным этапом перед подготовкой нового Уложения. Однако, как это уже не раз случалось в жизни реформатора, ему дозволили совершить лишь часть задуманного. Новое Уложение так и не было составлено, а его роль стал играть сам Свод законов.
Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов. Биограф Сперанского сообщал: "по окончании рассуждений о пользе и порядке введения в действие Свода Законов Империи. Государь Император, встав со своего места, изволил подойти к графу Сперанскому, выразив в лестных выражениях свою благодарность ему за совершение сего труда, снял с себя знаки Ордена Св. Андрея и, целуя графа Сперанского, возложил их на него». Впоследствии эта сцена была запечатлена на барельефе постамента памятнику Николаю I, отлитом скульптором П.К.Клодтом и установленном перед Исаакиевским собором. 1 января 1839 г. Сперанский был возведен в графское достоинство. Он выбрал для своего герба девиз: "In adversis sperat" ("В невзгодах уповает"), в котором фигурировало латинское слово, давшее начало его фамилии.
Николай I
возлагает на М. М.
Сперанского орден
Андрея
Первозванного в
награду за
составление |