российского
университета |
||||
серия политология, 1999, № 1 (cетевая версия) |
||||
Кафедра
политических наук
Российский Университет
дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198,
Москва, Россия
В июне 1999 г. на базе кафедры политических наук и политологического отделения факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета дружбы народов был проведен "круглый стол" аспирантов и студентов-политологов на тему "Политология и политолог в современном мире", приуроченный к 10-летию введения преподавания политологии в Российской Федерации и создания диссертационных советов по политическим наукам. "Круглый стол" был подготовлен и проведен под руководством заведующего кафедрой политических наук РУДН, профессора, академика Академии политической науки Ю.В.Ирхина, профессора кафедры политических наук РУДН, академика Академии гуманитарных наук В.Д.Зотова, профессора кафедры политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктора политических наук М.Г.Анохина.
Во вступительном слове профессора Ю.В.Ирхина отмечалось, что изучение политологии представляет возможность студентам овладеть наукой и искусством участия в государственных и общественных делах, политическом управлении, научиться государственному мышлению и подходам к актуальным вопросам современности, высоким морально-этическим требованиям к политике, реально представлять возможности, достижения и просчеты людей по устройству и созиданию правового и социального государства, развитого гражданского общества. Обращалось внимание и на то, что политическая наука дает студентам, всем гражданам необходимую подготовку по теории и методологии анализа политической жизни, вырабатывает необходимые мировоззренческие и ценностные критерии оценки общественных событий, умение связывать политологическое знание с политической практикой.
Политология как наука и практика находится в стадии формирования. Она выделилась в отдельную дисциплину и заняла свою нишу в системе наук сравнительно недавно, по мере формирования гражданского общества во многих странах мира.
Политология
самоопределилась, когда
у достаточно широких
слоев общества возникла
потребность в
осмыслении общей
истории, современного
политического состояния
стран, их места в мире,
внутренней политической
ситуации, прогноза на
будущее.
В политической науке,
как и в любой другой
области научного знания
- естественной или
гуманитарной -
существует общий
порядок исследования:
накопление фактического
материала, анализ,
синтез и прогноз. В
результате накопления
материала складывается
относительно стройная
система (часто
схематичная,
формализованная), в
которой просматриваются
или утверждаются
определенные связи
между фактами или
явлениями. Затем, по мере
углубления познания в
сфере более частных
явлений и фактов,
обнаруживается, что
связи между ними
становятся все более
сложными и не всегда
укладываются в общую
схему, а иногда входят в
противоречие с нею.
Тогда требуется
пересмотр сложившейся
классической теории.
Этот пересмотр приводит
к созданию более сложной
системы или к попытке ее
создания.
Такой путь прошли многие естественные и общественные науки, имеющие вековую историю: классическая физика, классическая экономическая теория, классическая геополитика.
При этом при создании
новых систем, как
правило, существуют,
сталкиваются и
взаимодействуют
различные подходы:
- более "жесткий",
нейтральный, системный,
объективный,
ориентированный на
ранее созданные системы
и макроявления;
- более гибкий и
субъективный,
ориентированный на
многочисленные и
разнообразные мезо- и
микроявления, на их
тонкие взаимосвязи.
В столкновении,
взаимодействии этих
подходов и исключении
несущественных факторов
может появиться новая,
более продуктивная
система.
В современной политологии также имеет место сосуществование, столкновение и взаимодействие двух основных научных подходов: государственно-ориентированного, системно-функционального (то есть нейтрального или относительно объективного) с опорой на макроэкономический, геополитический факторы и гражданственного, нравственно-правового (то есть относительно субъективного) с опорой на сравнительно-исторический, психологический, социокультурный, цивилизационный и другие "человеческие" факторы.
Первый подход имеет в отечественной науке глубокие корни и свою историю. Он ориентирован на общегосударственные ценности: геополитическое положение страны как сверхдержавы, преимущественно стратегических внешнеполитических интересов государства над тактическими экономическими и т.д.
В этом ключе работал
институт политических
обозревателей - предтеч
современных
отечественных
политологов. Факты для
анализа подбирались
хотя и системно, но
тенденциозно, в
соответствии с
идеологическими
установками и,
следовательно, не могли
быть нейтральными и даже
относительно
объективными. В
настоящее время такой
подход продолжает
существовать, становясь,
однако, более
объективным и
соответствующим
реальности. Он имеет
свои перспективы,
поскольку в России
традиционно сильны
позиции государства и
государственные
интересы преобладают.
Второй же подход,
гражданственно-правовой,
не традиционен для
России. Он только
начинает развиваться,
поскольку гражданское
общество в нашей стране
еще не сформировалось.
Кроме того, сложность
становления этого
подхода обусловлена тем,
что необходим сбор,
анализ и синтез
огромного объема
фактического материала
по многочисленным
направлениям. Помимо
геополитического,
экономического,
социологического (которые
предполагает и первый
подход), должны быть
учтены и чисто
гуманитарные факторы: от
антропологических и
этно-культурных до
национально-религиозных.
Такой объем, разномасштабность и разнонаправленность факторов и явлений, сложность и неоднозначность их взаимосвязей и взаимовлияний создают сложнейшую систему "уравнений", где множество величин зависит не только друг от друга, но и сами от себя, да еще при этом очень быстро изменяются во времени и пространстве.
Тем не менее, именно этот второй подход предстоит разрабатывать политологам начала XXI века, в то же время не упуская из вида и первый - государственно-ориентированный, взаимодополнять их, стараться "вписать" один в другой.
В противном случае будет потеряна структура политического анализа и за "деревьями" бесчисленных взаимопереплетающихся фактов не будет видно "леса" российских государственных интересов.
С большой долей вероятности можно сказать, что специализация политолога будет углубляться и расширяться, поскольку небольшому числу людей невозможно охватить весь круг проблем и проработать их с надлежащей глубиной. Нам видятся следующие основные направления специализации:
1) институциональное направление (специфика деятельности политических институтов);
2) экономическое направление, то есть политология с точки зрения экономических интересов - борьба за ресурсы, рынки сбыта, связь внешней политики с финансовыми интересами (что на сегодняшний день особенно актуально для нашей страны);
3) историко-этнографическое, национально-религиозное направления должны уделять особое внимание как общенациональной, так и региональной политике;
4) социально-культурологическое направление (рассмотрение общества как социокультурной системы, в которой протекают определенные политические процессы).
Работу современного политолога можно сравнить с трудом метеоролога в ситуации нестабильности. Ему надо проследить:
за макроявлениями:
столкновением крупных воздушных масс - столкновением главных геополитических структур;
линиями атмосферных фронтов - линиями разделов геополитических интересов;
за мезоявлениями:
циклонами, их направлением и переменой курсов - крупными политическими региональными образованиями и их интересами;
за экстремальными явлениями:
ураганами, смерчами - внезапными вспышками и обострениями в различных странах и регионах;
за переменой давления
и температур в различных
слоях:
атмосферы - общества.
При этом необходимо
учитывать не только
огромное количество
фактов и явлений, но и
постоянно отслеживать
динамику, чтобы дать
более или менее точный
прогноз их развития.
Продолжая аналогию, работу политолога можно также сравнить с профессией врача-диагноста, который должен по различным симптомам, анализам, снимкам и внешним признакам (прямым или косвенным) установить диагноз; найти причины болезни; постараться найти адекватные средства лечения, желательно самые щадящие. Рекомендации "консилиума" политологов-диагностов современного общества обязательно учитываются политиками-практиками.
Эти несколько вольные аналогии были приведены автором еще и для того, чтобы лишний раз подчеркнуть неотъемлемость политологии от системы естественных и общественных наук, а также для частичного подтверждения предположения некоторых ученых о том, что в конце концов все эти разносторонние и разнонаправленные науки удастся свести в единую Науку. И можно сказать, что синергетика как наука о самоорганизующихся и саморазвивающихся системах уже сделала некоторые шаги в этом направлении.
Возвращаясь к профессии политолога, остается добавить, что современный специалист в этой области должен владеть огромной, постоянно обновляемой базой данных различного содержания и использовать для этого новейшие технические средства в сфере информации, обладать аппаратом статистического анализа, знакомством с теорией вероятностей, высокой общей культурой, быстрой реакцией и, несомненно, особой интуицией политолога - категорией, которой невозможно дать точное определение, но без которой невозможно и стать профессионалом в своем деле.
Во второй половине девятнадцатого века возникает - политология, как самостоятельная академическая дисциплина. Первоначально это было государствоведение, отделившееся от юриспруденции. Оно было обогащено изучением институтов гражданского общества, что позволило заметно дифференцировать эту отрасль знания от традиционной юриспруденции, прежде всего в Британии и Америке. На континенте развитие политологии было очень тесно связано с общей социологической теорией.
Основу политологии
составляет собственно
политическая наука,
которая включает
геополитику и
международные
исследования. К ней
примыкают дисциплины,
развившиеся в рамках
других наук, -
политическая социология,
политическая психология,
политическая
антропология и т.п.
Помимо перечисленных
дисциплин с
политологией тесно
связаны имеющие
глубокую собственную
традицию политическая
философия и
политическая история, а
также политическая
экономия.
Центральная тема
политологии -
политическая власть: ее
сущность, принципы,
формы, ресурсы,
политические институты,
проблемы разделения
властей и т. д. Второй
комплекс
рассматриваемых в
политологии вопросов
связан с государством,
как политическим
институтом: формы
государства,
политические режимы,
гражданское общество.
Третий комплекс -
политическое лидерство,
политическая элита, то
есть субъекты
политической власти, ее
носители. Четвертый -
политические партии и
движения. Пятый -
современные
избирательные системы.
Шестой - политический
процесс, его содержание,
структура и формы,
особенности принятия и
реализации
управленческих решений.
Седьмой комплекс -
политическая культура
общества, ее
формирование и развитие.
Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:
- исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества - состоит из его политических институтов, отношений, процессов;
- анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их урегулирования;
- аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
- выработка практических рекомендаций по созданию стабильного развития политической системы общества.
Переходя из области теоретических рассуждений в реальную жизнь, следует заметить одну очень важную тенденцию, наметившуюся в последние десятилетия. Имеются в виду протекающие повсеместно процессы глобализации и интеграции. Классическими примерами того являются Европейский союз, многочисленные экономические союзы. Сближение государств идет как в экономике, так и политике. Возникают и увеличиваются влиятельные межправительственные, международные общественные организации, входят в практику многосторонние международные соглашения.
Следует отметить, что отдельно взятое государство не может полноценно существовать и самореализовываться на благо своих граждан вне этих закономерных процессов. Вливаясь в них, оно неминуемо отдает часть своего суверенитета мировому сообществу, обязуясь подчиняться коллективным решениям. Вследствие этого возрастает значение внешнеполитического направления. Наблюдается усиление описанных тенденций, на основе чего, можно прогнозировать создание в будущем всемирной державы.
Постоянно меняющаяся экономическая и политическая ситуация в мире, требует от руководителей любого государства создания института политологии. Потому что, на мой взгляд, в современном мире, для достижения стабильности в общественных сферах жизни немаловажную роль играет профессионализм политолога.
Я считаю, что профессионализм политолога и его реальная деятельность оценивается несколькими компонентами. Такими, как анализ ситуации, принятие решений и управление событиями. Для политолога важны некоторые навыки, свойственные профессии социолога, как, например, опрос общественного мнения с учетом специфики политического анализа. При принятии политических решений современному политологу понадобится профессиональное применение математических методов и умение пользоваться результатами анализа.
Профессиональный политолог должен уметь выявлять позиции основных участников политических событий с учетом их ролей, определять сложившуюся расстановку общественно-политических сил и возможные тенденции ее изменения. Профессиональному политологу важны также знания в области организационной работы, позволяющие обеспечить необходимую дисциплину и контроль, осуществлять кадровую политику.
Согласованные рекомендации экономистов, юристов и политологов, могут предотвратить нежелательные социальные проблемы. Если большинство политологов будет соответствовать выше перечисленным критериям то, наверняка, большинство современных мировых и внутригосударственных политических и экономических проблем будет решено.
Политология как самостоятельная дисциплина появилась относительно недавно, а точнее, в конце прошлого столетия в США. Подчеркиваю, как самостоятельная. Раньше же политическая наука развивалась в лоне философии. Именно философы клали идейные основы политической науки в своих трудах. Наверное, будет достаточно упомянуть великого утописта Платона и его ученика Аристотеля, которые своим научным авторитетом на многие века определили политическую мысль Запада. Но это политические мыслители древности. В эпоху Возрождения и на заре Нового Времени появились Макиавелли, Боден, Гоббс, Локк и др. Затем наступило время французов (Монтескьё, Руссо), затем немцев (К.Маркс, Ф.Энгельс, М.Вебер), а в XX в. северо-американцев (Г.Алмонд, Р.Даль, Д.Истон, С.Хантингтон).
Итак, мы установили, что политология развивалась поэтапно, постоянно вбирая в себя новые учения и концепции. Все обогащаясь, она в определенный момент пришла к той точке, когда философия уже не могла удовлетворить ее. Нужны были новые соки, новые конструкции, которые философия уже не могла дать политической науке. Она почувствовала нужду в инструментальном аппарате - в политическом прогнозировании, политическом анализе, для того чтобы стать полноценной, добротной научной дисциплиной.
После такой небольшой
исторической
ретроспективы я бы хотел
сказать несколько слов
по сути политической
науки. Всем хорошо
известно, что
политология имеет
предназначение выявлять,
систематизировать
политические процессы и
явления. Более того, она
исследует
закономерности
политической системы,
механизмы ее
функционирования и
жизнеобеспечения.
Политология, если хотите,
- это доктор, который
обследует больного,
ставит ему диагноз,
прописывает лекарство.
Для саморазвития и
самоусовершенствования,
политическая наука
постоянно вынуждена
находиться в
напряженном состоянии.
Под этим я подразумеваю
то, что она мобилизует
свои силы и возможности
тогда, когда
политическую систему
лихорадит. Именно здесь
она имеет возможность
выявить причину "заболевания"
системы и прописать
соответствующее лечение.
В такое переходное время
роль политической науки
очень велика, ибо только
она способна примирить
враждующие
противоположности,
генерируя новые подходы
к решению проблемы.
Как известно, Россия
сегодня переживает не
самые лучшие времена. В
прошлом великая держава
лихорадочно ищет пути,
для того чтобы
модернизировать,
преподать в ином свете
свое величие или хотя бы
сохранить контроль над
самой собой. В такой
переходный момент
истории России возникла
острая необходимость в
политической науке. Не
зря ее начали
преподавать в стране в
1989 году, когда кризис
только разгорался.
Руководство страны
пришло, хоть и поздно, к
тому выводу, что пожар
потушить одной только
идеологией нельзя: нужен
был целый комплекс мер,
которых как раз и
объединяла политология.
К сожалению, по прошествии 10 лет особых позитивных результатов в развитии страны мы не видим. Так, значит, доктор не справился с больным? Или, может, он изначально был безнадежно болен? Наверное, нет. Как мне кажется, политология, пришедшая с Запада, страдала тем недостатком, что она не учла нашей российской психики, менталитета, культуры. А ведь важнейшими компонентами политологии как раз и являются политическая психология и политическая культура.
На мой взгляд, одно из преимуществ политологии перед другими науками заключается в том, что она, с одной стороны, рождает новые идеи, а с другой, выливает их непосредственно в практические действия. Например, политическая наука по полочкам идейно разложила различные типы избирательных технологий, но она на этом не остановилась, а пошла дальше - реализовала их на практике. Оказывается, возможно конвергировать теорию и практику!
Политология дает
возможность политологу
придумывать новые
неординарные пути
решения какой-либо
проблемы. Именно с этой
точки зрения
политическая наука
очень динамическое
направление.
Политолог в современном
мире - это тот, кто
объединяет в себе знания
предыдущих этапов
развития политической
науки. Политолог в
современную,
постбихевиористскую
эпоху - это тот, кто
наряду со знанием
социологии и права
хорошо владеет и
психологией, ибо
политическая культура,
одна из важнейших
составляющих
политической науки,
имеет прямое отношение к
психике и сознанию
человека.
Политология в настоящее время - одна из самых динамично развивающихся направлений в науке. Она приобретает особое значение и по той причине, что сегодня всем государствам и другим участникам международных отношений нужны лидеры, владеющие наукой управления, т.е. практические политологи.
"Не приведи Бог жить в интересное, переходное время", - говорил мудрый Конфуций. Но нам, людям девяностых годов ХХ века и начала третьего тысячелетия выпало жить, пожалуй, даже в "чересчур интересное" время. Современный мир состоит из сложной конструкции политических, экономических, социальных и культурных институтов. Все они тесно взаимосвязаны. Грамотно разобраться в хитросплетении составляющих столь хрупкой и запутанной конструкции может, пожалуй, лишь настоящий специалист.
Существуют различные науки, которые занимаются изучением проблем политики, экономики, социологии и других основ человеческого общества.
Множество ученых разрабатывают разнообразные теории, методы, принципы изучения этих наук. Написано неисчислимое количество книг, придумано немалое число определений тех или иных терминов соответствующей науки. Политологи и экономисты, социологи и культурологи тщательным образом изучают различные явления и изменения, происходящие в той или иной области. Политология, на мой взгляд, самая сложная и требующая наиболее скрупулезного анализа всех процессов предмета этой науки.
Политика составляет единое целое с человеческим обществом. В процессе его постоянного развития в нем появляются все новые и новые противоречия, возникающие из-за активного участия человека в делах общества.Политика - это чрезвычайно сложный и опасный мир. В нем - каждый за себя. Если хочешь чего-то достичь - борись. Побеждает действительно сильная, харизматическая личность. Человек, обладающий волей к победе, не дюжими умственными способностями, умением увлечь за собой массы, сильным характером, честолюбием. Этот человек должен быть настоящим лидером. Постепенно вокруг него сплачиваются верные ему люди, образуется партия. Затем вырабатывается программа действия, устав, намечаются цели. Появляются политические противники и союзники.
Идет непрерывная
борьба за лидерство,
власть. Выглядит все
достаточно просто. Но на
самом деле это сложный
процесс. Сейчас, когда в
современном обществе
существует множество
разнообразных партий,
движений, столкновений
интересов различных
слоев населения
особенно важно
правильно
ориентироваться в мире
политики, увидеть
тенденции его изменения
и развития, сделать
верные выводы и прогноз
ситуации. И правильно
решить эти задачи может
только профессионал.
Мир политики необычайно
изменчив. И задача
политолога шагать с ним
в ногу. Необходимо
постоянно вырабатывать
новые концепции и
программы политической
деятельности.
Политологи изучают
множество проблем
современной политики.
Нужно чутко улавливать и
воздействие
политических процессов
на общество, и их влияние
на политическое
сознание народа, и
формирование
политических интересов
в различных социальных
группах.
Политики, если можно
так выразиться, делают
политику, а политологи
оценивают их действия.
Хороший политолог - "зеркало"
политиков. Выражая и
отстаивая различные
позиции, интересы и
воззрения, политические
и правовые убеждения,
политолог должен знать и
понимать известные
политические и правовые
идеи и теории прошлого.
По мере того как
остается позади все
более значительный
пласт культурного
прошлого и
увеличивается
совокупный объем
приобретенного
человечеством опытом и
знаний, возрастают также
роль и значимость
истории для
современности.
В последнее время произошло заметное повышение общего интереса политологов к истории и историческим исследованиям. Это обусловлено рядом факторов, в том числе - ускорением исторического развития, углублением преобразований, активным участием в политическом процессе широких слоев населения, едиными мировыми стандартами в области прав и свобод человека, внутренним и международным порядком.
Сейчас в нашей стране
можно наблюдать
повышение интереса
молодежи к происходящим
в России процессам. На
мой взгляд, это
происходит оттого, что
мы почувствовали, что
действительно можем что-то
сделать для своей страны,
для своей России. К
власти приходят все
более и более молодые
политики. Новое
поколение активных и
действительно
профессиональных
политиков ставит своей
целью превращение
России в обновленную,
сильную и нерушимую
державу.
Сознание своей
значимости дает
уверенность в
завтрашнем дне. Наблюдая
за сегодняшней
ситуацией в стране и
анализируя ее, поневоле
задумываешься о прошлом,
вспоминаешь великие
победы и ошибки прошлого.
Знание реальной истории
своей родины могло бы во
многом помочь избежать
неисправимых ошибок,
стоивших жизней тысячам
людей. Судьба нашей
страны - в наших руках. И
только от нас зависит,
какой она будет -
порабощенной и
несчастной или
независимой и
счастливой.
В современном мире
политология является
едва ли не самой важной
наукой. В условиях, когда
человечество стоит на
пороге нового
тысячелетия и между
державами ведётся
активная борьба за
мировое господство,
стремление людей понять
мир политики возрастает.
На политической арене
разгораются споры,
подписываются мирные
соглашения и протесты,
постоянно меняются
правительства и
разоблачаются чиновники.
Средства массовой
информации могут лишь
оповещать о
происходящем,
констатировать факты.
Политолог же является
своеобразной связующей
нитью большой политики и
обыкновенного обывателя.
"Вне политики"
находиться нельзя. Можно
ею не интересоваться, не
понимать или не одобрять
действий правящих элит,
но так или иначе, людей
всегда волнует судьба
государства, в котором
они живут. А между тем,
все сферы
жизнедеятельности
общества зависят от
политики, проводимой
государством. Опытная
оценка происходящего
необходима, и всё больше
и больше появляется
людей, занимающихся
политическим
прогнозированием.
Профессия "политолог"
появилась на слуху
относительно недавно, да
и саму науку -
политологию можно
назвать молодой,
особенно в России. И до
сих пор многие не могут
привыкнуть и серьёзно
относиться к профессии
политолога, считая
основной их
деятельностью демагогию.
Но нельзя отрицать, что
во все времена
существовали люди, не
вмешивающиеся в
политические действия,
но дающие им оценку,
проводящие их глубокий
анализ.
Так же многие считают
профессию политолога
данью моде. Здесь надо
заметить, что в
современной России пока
очень немногие,
считающиеся
политологами, получили
соответствующее
образование. Поэтому, по
сути, большинство из них
являются философами,
историками, социологами
- кем угодно, но не
политологами. Совсем
недавно в России начали
открываться факультеты
политологии для
формирования
квалифицированных
кадров, которые так
необходимы нашему
государству. Ни
социальный, ни
экономический кризис не
могут повлиять на
психологию россиян,
которые всегда считают,
что Россия сможет
возродиться, и как давно
уже принято, все
надеются на "будущее
поколение". Многие
политики говорят, что
нельзя сделать из
человека политолога,
основываясь на голой
теории, что за плечами у
него должен быть долгий
опыт работы в
политических кругах. На
мой взгляд, это не совсем
так. Потому что важен
именно беспристрастный
взгляд со стороны,
который если и должен
основываться на
практике, то на практике
анализа, и вовсе не
обязательно
политической
деятельности. К
сожалению, нельзя
оставить без внимания
тот момент, что жизнь
часто идёт вразрез с
теорией. Из этого можно
лишь сделать вывод, что
анализ тем более
необходим - хотя бы для
выявления ошибок,
которые увели практику
от теории. Для этого и
существует политология -
наука, о политической
власти и управлении,
которая в современном
мире большей частью
занимается разбором
ошибок.
Политика - это человеческая деятельность, в данных временных рамках и условиях. Она зависит от очень многих факторов. Сложный и многомерный мир политики представляет собой интереснейший объект для изучения. Быть политологом - значит быть одновременно историком, юристом, социологом, психологом, философом, даже экономистом. Надо не просто разбираться в ситуации, надо уметь ответить на вопрос причинного характера. Почему создалась именно такая ситуация, почему избраны именно такие способы её разрешения, или почему она до сих пор не разрешена?
Кто-то из политиков недавно заявил, что "политологи предполагают, а известно кто - располагает". Действительно, в современном мире очень сложно что-либо предполагать. Политическая верхушка нередко действует исключительно в своих интересах, бесконечным интригам не видно завершения. Вспоминаются слова Щедрина: "Обилие законов в России компенсируется их полным неисполнением". Но Россия - не единственное государство. Международные отношения в последнее время всё чаще становятся более важны, чем внутренняя политика. Государства стремятся укреплять связи, налаживать партнёрские отношения в сферах политики и экономики. События, происходящие на мировой арене, требуют серьёзнейшей оценки. Идёт активная борьба за мировое лидерство. Мы не должны проиграть в этой борьбе. Для этого необходимо вести очень мудрую политику, взвешивать каждый шаг, потому что Россия претерпевает в данный момент огромные внутренние изменения и очень уязвима.
На мой взгляд, в новом поколении политологов должны воспитаться будущие политические деятели, которые смогут умело совмещать теорию с практикой и опытом предыдущих поколений. Политология предполагает изучение законов, анализ международной документации, что очень важно. Страны должны делиться опытом, хотя это отнюдь не означает следование какому-то одному пути. У каждой страны за плечами своя история, впереди своё будущее, но наука о политике для всех стран одна. Точно так же как, например, одинаковы многие статьи дипломатического этикета.
К мнениям политологов начинают прислушиваться, потому что начинают понимать: политология - очень жизненная, современная наука и она будет актуальной до тех пор, пока есть политика, то есть всегда.
Последнее десятилетие,
которое
продемонстрировало
становление
отечественной
политической науки,
характеризуется
постепенным
утверждением
демократической
государственности.
Политический
демократизм, в свою
очередь, стимулирует
развитие теоретического
политического знания,
способствует повышению
культуры политического
дискурса, культуры
гражданственности,
поднимает роль
политического
образования.
Происходящее
переосмысление значения
политических факторов в
жизни общества делает в
настоящее время
проблему политического
знания одной из
актуальных философских
тем.
Политическое знание как
вид социального знания
тождественно с ним своим
объектом, в роли
которого выступает
общество. Вместе с тем
политическое знание
имеет свой особый
предмет. Говоря
предельно абстрактно,
предметом политического
знания является
политическое.
Политическое - это
особая система
человеческих связей,
духовно и предметно-нацеленных,
в которых реализуется
общественная природа
человека: его
связанность с другими
людьми, его способность
к совместному
существованию, его
интерес к устроению
общей жизни в виде
построения социальных
форм общежития и
поддержания его
социальных норм.
Политическое обладает
исключительной
важностью для человека,
поскольку только оно
является единственным
реальным гарантом
сохранения человеком
себя как социального
существа. Поэтому будет
правильным считать, что
именно к политической
сфере, а не к религии,
морали и даже не к
экономической
деятельности обращается
человек, когда желает
определить себя как
субъекта деятельности,
уточнить свой реальный
статус в обществе,
добиться официального
признания себя и своих
заслуг.
Своевременность изучения членами общества политического знания как самостоятельного феномена, на мой взгляд, определяется и явлениями, которые связаны с кризисом позитивистской политической науки Запада и стремлениями отечественных политологов и философов избежать повторения этого этапа развития политического знания.
Также теоретически актуальными становится в настоящее время и осознание того, что многие проблемы политического мира обусловливаются состоянием и уровнем развития политического знания, которое является не посторонним компонентом политики, а всегда включено в ткань политической реальности, определяя политическое действие человека и его политическое мироощущение. Поскольку политика все больше становиться силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, внести единство в плюрализм целей и задач, объединить в единое целое различные подсистемы социального организма, постольку особое значение в созидании интеллектуальных основ политического консенсуса приобретает политическое знание. Именно развитие политического знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные перевороты, как мне кажется, становятся знаком современного человеческого существования.
Человек как существо политическое начинает вновь обретать свою истинную природу, состоящую не в деструктивной силе разъединения и самоутверждения, а в сопричастности и соучастии каждого в судьбе каждого. Поэтому сегодня нам нужно обратить свой взор на политическое знание и политический разум, на его созидательную и мироустроительную способность, его творческий потенциал, его устремленность в будущее и перспективную нацеленность.
Особое значение
изучение политического
знания приобретает в
современных российских
условиях. Ведь ни для
кого из нас не является
секретом тот факт, что
уже сегодня современная
история России может
быть расценена как один
из самых драматических
периодов ее развития,
сравнимых с наиболее
крутыми переходными
эпохами. Содержание ее и
смысл будут предметом
пристального внимания и
острых дискуссий многих
поколений
исследователей. Время
высветит еще новые, ныне
потаенные, оттенки,
тенденции, сущностные
характеристики
современных нам событий,
расширит возможности
более глубокого и
всестороннего понимания
исторической эпохи, в
которой мы, ее
современники, являемся
действующими, а посему
заинтересованными в том
или ином повороте
событий, лицами. Поэтому
с задачами
совершенствования
политического знания в
настоящее время связаны
демократические
ожидания граждан России,
их надежды на творческое
развитие политического
разума, на возможности
политического диалога
между политиками в целях
избежания новых
глубинных потрясений.
Политическое знание,
которое в отличие от
других форм социальной
действительности,
сконцентрировано не
столько на познании
сложившихся форм
социального бытия,
сколько на поиске образа
будущего, на разработке
стратегии возможного
общественного движения;
политическое знание, на
которое возлагаются
надежды ученых и
политиков в деле
стабилизации
политического развития
и снятии политических и
социальных конфликтов,
должно быть осмысленно
философией и стать
объектом исследования
его гносеологического
статуса.
Я считаю, что в этой
связи очень важными и
чрезвычайно актуальными
становятся исследования
проблемы самобытности
политического знания,
его содержательных и
функциональных
возможностей и границ.
Они доказывают
автономность
политического знания и
показывают, что являясь
элементом политического
и в то же время фактором,
творчески преображающим
политику,
конструирующим
политическую реальность,
политическое знание
уникально и своеобразно
не сводимо ни к одному из
имеющихся в
человеческом арсенале
гносеологических
продуктов.
Политическое знание как
продукт политического
познания и инструмент
политики вызывало
интерес философии с
ранних этапов ее
становления, однако его
изучение, как правило,
оставалось на периферии
философских трудов,
осуществляясь в
контексте
общефилософского
осмысления политических
явлений.
Марксизм Х1Х века сознательно выдвинул политические вопросы на передний план социально-философского исследования, подчиняя социальную философию задачам изучения сущности политики и ее роли в процессе естественно-исторического развития общества, придавая большое значение осмыслению политической идеологии, политического сознания.
В послеоктябрьской России не были сформированы ни традиции политической философии, ни политической науки как автономной научной дисциплины. Долгие годы отмечалось высокомерное пренебрежение к субъективному анализу политических реалий и проведению конкретных политологических исследований, т.к. на первом плане находился идеологический компонент политического знания. Исследования политики в советский период проводилось в основном в пределах исторического материализма как социальной философии марксизма и научного коммунизма (начиная с 60-х годов) как его политической теории. Постепенно политика стала объектом комплексного исследования различных социальных наук. К ее изучению подключилась юриспруденция, история, социология, соц. психология. Однако власти, контролировавшие идеологическую ситуацию в стране, продолжали относиться с большим подозрением к возможности признания за комплексными политическими исследованиями статуса самостоятельной науки. Но исследовательское любопытство заставило советских ученых сбросить "покрывало неведения" с политической науки. Это впервые предприняли Ф.М.Бурлацкий, А.В.Дмитриев, А.А.Галкин, Г.Х.Шахназаров и др.
В советские годы появились значимые философские работы о политике, ее сущности, ее субъективной стороне, методологии исследования политических явлений, поэтому нельзя сказать, что изучение проблем политики было только схоластическим и проводилось в жестких пределах, определяемых партийно-идеологическими установками. Политические исследования в 70-е - 80-е годы были плодотворными и накопили серьезный фактический материал в изучении политической действительности, политического сознания.
Теоретиками политики было привлечено внимание к вопросу о сущности политики, политической власти и природе политических отношений (Н.И.Азаров, А.П.Бутенко, А.А.Галкин, Д.А.Керимов, В.Е.Чиркин и др.). В этот период политика рассматривалась через призму отношений власти и ее деятельности, и центральными категориями политического анализа были "политическая система", "политические отношения", "политическая организация". Категория "политическое" еще не была в центре внимания российских исследователей.
К концу 80-х годов произошло полное раскрепощение формирующейся политической науки, вышедшей из-под партийно-идеологического диктата, возник своеобразный политологический бум в области и теоретического осмысления политики, и в сфере начавшихся конкретных политологических исследований.
Напряженность исследовательского поиска в сфере политики не спадает и в конце 90-х годов. Активизируется отечественная политическая философия (работы Б.Н.Бессонова, К.С.Гаджиева, В.П.Макаренко, А.С.Панарина и др.) Современная российская политическая философия в 90-е годы ставит важнейшие философские вопросы теории политического: анализируется соотношение политической власти и знания, осваивается категория политического, раскрывается проблема смысла в политике, исследуется роль политического знака, анализируется политическая речь и политический язык. Опять и опять встают вечные вопросы политической философии: мораль и политика, политическая справедливость. Обобщение накопленного отечественной философией опыта исследования политического знания позволяет мне сделать следующие выводы.
1. Политическое знание обладает экстенсивными и интенсивными содержательными границами, где под первыми понимаются его содержательные отличия от других видов социального знания (не политического знания), а под вторыми - предел объективности и адекватности отражения политического, показывающий состоятельность политического знания, его достоверность;
2. Политическое знание многослойно и многомерно, существует в форме теоретического и прикладного знания. В первой форме оно включает в свой состав политическую философию, политологию (теоретическую и прикладную) и политическую идеологию. Во второй форме - выражается средствами политической риторики, фиксируется в политических решениях.
3. Современное политическое знание играет важную роль в установлении политической справедливости. Политическая справедливость является "истиной" политического и удерживает политику в рамках морального должного.
4. Политическое знание как отражение политического и усвоение его смысла обладает деятельной природой, рождается в процессе политической коммуникации и является публичным по форме своей представленности в обществе, волевым по своей практической нацеленности.
В современном мире не кажутся уже продуктивными апелляции к иррациональному в политике, к скупым и неуправляемым политическим инстинктам, эмоциям, чувствам, стереотипам. Рационализация политической жизни рационализирует политическое мышление, повышая уровень политического знания. Местом, где начинает рождаться политическое знание нового типа, становится рациональная дискуссия. Об этом давно мечтали политические философы, строя свои проекты политического переустройства социального мира.
Особое преимущество рациональной дискуссии отмечал недавний наш современник К.Поппер. Прогресс в познании и решении социальных проблем, снятии политических противоречий он связывал с процедурой рационального обсуждения. Раскрывая смысл политической концепции К.Поппера, я считаю немаловажным обратить внимание на следующую его идею: "Цель такого обсуждения вовсе не в том, чтобы победить противника, а в том, чтобы с помощью своего оппонента выяснить реальное положение дел, попытаться понять разные индивидуальные и групповые интересы и пути их возможного сочетания".
В такой политической борьбе не будет ни победителей, ни побежденных, не будет ни господства, ни насилия, а будет существовать лишь авторитет знания, доверие к мнению и уважение к интересам, желание к сотворчеству и соучастию. Безусловно, я понимаю, что данная картина развития политического знания не в полной мере отражает черты политической интеллектуальной реальности, однако, будем надеяться, может приобрести черты достоверности. Видимо, к этой возможности обращены в настоящее время старания многих политиков всех развитых стран, поскольку только она обладает политической перспективой и гуманистическим потенциалом.
Мы видим, что массив политического знания не только огромен (политическая философия, политология, политическая идеология, практически-политическое знание, политические решения), существуя на протяжении тысячелетий, не только не сводим ни к одной из известных форм человеческого освоения социального мира, но и имеет гуманистическую перспективу в своем дальнейшем развитии, приближение которой позволит наконец-то политическому знанию и политической деятельности приобрести моральное измерение.
Политика, как наука о
власти, руководстве и
управлении людьми
предполагает усвоение
ее субъектами, акторами,
политическими деятелями
не только определенной
суммы политологических
знаний, но и умений по их
реализации в различных
социокультурных
условиях. Это
предполагает творческий
подход к политике,
знание и умение
использовать
политические принципы и
технологии в
разнообразных
политических ситуациях
и процессах. В этом
смысле каждый
политический деятель
является и политическим
творцом, мастером.
Творческий подход в
политику привносится и в
результате того, что
участники политики
отличаются по уровню и
степени политического
знания и опыта,
политическим интересам,
человеческим (психологическим)
качествам, которые
выражаются в их
политической
деятельности. Каждый
деятель политики имеет
собственный, особый
политический стиль,
своеобразные методы
политического поведения
в политике. Изучив
политико-психологический
портрет политического
лидера, можно
предсказать его
поведение в типичной для
него политической
ситуации. В то же время, в
принципиально новой
политической ситуации,
политический деятель
может принимать
подлинно новаторские,
стратегические решения:
В.И.Ленин - "новая
экономическая политика",
Ф.Д.Рузвельт - "новый
курс" и др.
Политика, как искусство
управления,
рассматривается и
обосновывается уже в
древних
политологических
трактатах: "Законы
Ману", "Артхашастра,
или наука политики",
"Стратагемы", в
трудах Конфуция, Платона,
Аристотеля и др. В этих
работах излагается не
только свод принципов и
советов о наилучшем
управлении государством
и людьми, но и обращается
внимание на
использование
человеческих качеств в
политике, как правящих,
так и подданных.
Существенный вклад в развитие политики, как искусства, внес Н.Макиавелли. В его работах были систематизированы правила управления государством, удержания власти, показаны противоречия и различия между политикой и моралью, политической и нравственной добродетелью, восстановлена древняя традиция рассмотрения политики как сложной системы приемов и методов, использование которых зависит от уровня подготовки политического деятеля, умения и способностей их применять, его нравственных качеств.
В современных условиях политическая наука представляет собой развитую систему политологических знаний, политических технологий, умений и опыта. Овладение накопленным потенциалом политической науки и особенно ее применение на практике в различных политических условиях и меняющихся ситуациях, предполагает творческое использование ее основных принципов, которое зависит от политического опыта политического деятеля, его воли, интересов и нравственных качеств. В этом смысле политика представляет собой подлинное творчество, искусство выработки и реализации политических решений.
Современное понимание политики предполагает анализ нынешнего этапа общественного развития с точки зрения человека, состояния его прав и свобод, легальной возможности полноправного участия в политической жизни. В политологии, юриспруденции и философии в качестве главной признается естественно-историческое понимание прав человека. Оно исходит из либеральной традиции и предполагает, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо гарантировать их, либо нарушать, но отнять у человека присущие ему от рождения естественные права оно не может. Хотя объем прав изменяется и расширяется по мере развития общества.
Базовые моральные принципы права человека существуют независимо от социальной структуры или этапов развития общества и его законодательства. Имея для человечества руководящий ценностный статус, они выступают своеобразным критерием политического или общественного строя, роли индивида в политике. К числу естественных, или как их еще называют, неотъемлемых норм человеческого общежития и поведения относится право человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность и др.
Начиная с Вирджинской
конституции 1776 г., через
другие основные акты
американских штатов и
исторические документы
Французской революции
УШ в., через национально-освободительную
борьбу в Европе ХIХ в.,
через итоги первой и
второй мировых войн,
прошла либеральная
концепция прав человека,
которая нашла свое
систематизированное
юридическое выражение в
выше перечисленных
событиях.
Понятие "права
человека"
употребляется как в
широком, так и в узком
смысле. В узком значении
- это только те права,
которые не
предоставляются, а лишь
охраняются и
гарантируются
государством, действуют
независимо от их
конституционно-правового
закрепления и границ.
Среди них - право на
жизнь и телесную
неприкосновенность,
уважение человеческого
достоинства, свобода от
незаконного ареста,
свобода веры и совести,
право на сопротивление
угнетателям и др., то
есть естественно-исторические
права. В широком же
значении права человека
представляются в виде
интегрированного
комплекса прав и свобод
личности, которые могут
отличаться в тех или
иных странах.
Весьма актуально
представляется
рассмотрение основных
прав и свобод человека с
точки зрения морально-правового
прогресса. Моральная
история человечества
является в то же время и
морально-правовым
прогрессом, поиском
универсальной концепции
прав человека.
В политологии и
юриспруденции принято
деление всех прав на
негативные и позитивные.
Например, в негативном
значении свобода
понимается как
отсутствие принуждения,
в позитивном - как
свобода выбора. В
соответствии с таким
различением свободы
негативные права
определяют обязанности
государства и других
людей воздерживаться от
тех или иных действий по
отношению к индивиду. В
отличие от негативных
прав, позитивные -
фиксируют обязанности
государства,
организаций и лиц
предоставлять
гражданину те или иные
блага.
Гражданские права - это
естественное,
неотчуждаемые права
человека. К ним обычно
относят право на жизнь,
свободу и личную
неприкосновенность,
права на защиту чести и
доброго имени, на
справедливый,
независимый публичный
суд, предполагающий
существование всех
демократических
элементов.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Среди них: избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, печати, радио и телевидения и др. Во многих государствах существуют проблемы адекватной реализации провозглашенных политических прав и свобод. Итак, ставится задача нормального осуществления коррелирующих прав и обязанностей.
Одновременно с правами шло становление и обязанностей человека. Идея обязанностей человека и гражданина не была чужда политико-правовым воззрениям не прошлого или настоящего. На это важно обратить внимание еще и потому, что объективный анализ развития обязанностей человека и гражданина, способствует адекватной оценке современной конституционной практики. В философской литературе проводится, и это имеет под собой глубокие основания, различие между понятиями человека и личности. Личность - это человек, находящийся в системе общественных связей, и в этом смысле она действительно может рассматриваться как совокупность всех общественных отношений. Однако в юридической науке четкого разграничения между двумя понятиями не существует.
Определяя понятие права человека, Дидро отметил: "Говорите себе чаще: я человек, у меня нет иных подлинно неотъемлемых естественных прав, помимо тех, которые принадлежат человечеству". Однако по мере того как актуальность изначального значения прав человека как средства преодоления феодальных привилегий и ограничения королевского произвола уменьшалось, менялось содержание, вкладываемое в данный термин, как в международном сообществе, так и во внутригосударственной сфере.
В частности, современное международное право широко пользуется термином и понятием прав человека, о чем свидетельствуют соответствующие постановления Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и других документов, принятых в рамках СБСЕ.
Терминологический анализ этих постановлений позволяет утверждать, что понятие человека в международном праве употребляется в юридическом, а не социально-биологическом смысле.
Права и свободы человека и гражданина, будучи выражением свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего они призваны гарантировать личность в ее отношениях с государством, они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности. Другой аспект заключается в том, что эти права и свободы накладывают на государство обязанность юридически гарантировать конституционный статус человека.
Общеевропейские
организации играют
большую роль в
преодоление конфликтов
и распространении
ценностей прав и свобод
личности. Совет Европы в
этой связи
представляется
кристализирующим
интернациональным
органом, способствующим
утверждению прав и
свобод человека в
современной европейской
политической культуре.
Поэтому защита прав
человека является одной
из наиболее важных
функций Совета Европы.
Такое предназначение
этой организации
вытекает из целого ряда,
положений ее Устава, в
которых провозглашаются
такие принципы, как
уважение личной свободы
и политическая свобода.
В статье восьмой Устава
предусматривается, что
серьезные нарушения
прав и основных свобод
человека являются
основанием для
приостановления
членства в Совете Европы.
Естественно,
деятельность такого
органа должна
основываться на какой-либо
правовой базе.
Европейская конвенция о
правах человека и
Европейская социальная
хартия являются двумя
старейшими и наиболее
важными юридическими
документами по правам
человека Совета Европы.
Принимая во внимание
время создания
Европейской конвенции о
правах человека, ее
авторы решили не
включать в нее
экономические,
социальные и культурные
права. Как нам кажется,
авторы исходили из того,
что после второй мировой
войны европейское
сообщество скорее
нуждалось в гарантиях
уважения прав человека,
утверждения господства
права и политической
демократии. Тем более
что в послевоенный
период не все страны
Европы могли обеспечить
последовательное и
полное соблюдение
экономических и
социальных прав, не
говоря уже о культурных.
Вследствие этого, итогом стало решение о разработке двух самостоятельных договоров: одного - гарантирующего гражданские и политические, другого - экономические и социальные права. В результате разграничения прав по двум категориям произошла переоценка юридической квалификации этих прав (здесь имеются в виду различные приемы контроля за их соблюдением). Хотя известно, что первоначально задумывалось не придавать правам, провозглашенным в Европейской социальной хартии, юридический характер в том смысле, что физические лица, проживающие в любой из европейских стран, не смогут отстаивать их в исковом порядке ни у себя дома, ни на международном уровне. Авторы Хартии рассматривали ее положения как устанавливающие всего лишь нормативные стандарты - ориентиры для договаривающихся сторон, намеревавшихся со временем обеспечить постепенную реализацию перечисленных в ней прав. Из выше перечисленного можно сделать вывод, что документ являлся как бы компиляцией норм-стандартов и норм-целей, абстрагированных от юридической доминанты.
В современной России широко обсуждается вопрос обеспечения прав и свобод личности, как в юридических, политических, так и экономических кругах. Особенно актуально это стало после конституирования положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью его правовой системы.
В статье 15 Конституции Российской Федерации подчеркивается, что "если международным договором Российской федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Составной частью политической культуры общества является его электоральная культура. Она представляет собой сравнительно новую категорию философии политики, политической науки и исследована в целом пока недостаточно.
Электоральная культура - понятие более узкое, чем политическая культура избирателей. Если политическая культура избирателей включает в себя весь комплекс субъективных ориентаций в отношении политики, то электоральная культура, как часть политической, включает в себя только те ориентации, которые определяют позиции граждан в избирательном процессе. К ним могут быть отнесены: отношение к выборам, как форме политического поведения; партийную идентификацию; идентификация по отношению к лидерам и кандидатам; исходные или тематические ориентации (оценка политических событий).
Электоральная культура - это как бы пульсирующая часть политической культуры. Длительное время она находится в латентном, спящем состоянии и актуализируется в периоды избирательных кампаний. Важно подчеркнуть, что в электоральных ориентациях и электоральном поведении проявляется политическая культура и её особенности, как национальное, так и региональные.
Мы полагаем, что в период избирательных кампаний политическая культура проявляется преимущественно как электоральная, но полностью они не совпадают. Как часть общей культуры, она обеспечивает воспроизводство института выборов, который, в свою очередь, стандартизирует способы электорального поведения
Политическая культура современного российского электората представляет собой смешанный тип:
а) есть элементы политической культуры активистского типа (которые дали о себе знать во время выборов в Государственную Думу) с ее рациональным началом в решении обществом и индивидом проблемы выбора;
б) значительно влияние патриархальной политической культуры, для которой свойственен поиск лидера, обладающего качествами "отца нации" (период выборов Президента России) и которую во многом эксплуатировали информационные технологии, формирующие в общественном мнении имидж политического лидерства;
в) часть голосующих по традиции избирателей все еще находится под влиянием политической культуры авторитарного типа;
г) по нашим оценкам,
современный российский
избиратель
ориентируется скорее на
личность кандидата или
лидера партии, чем на
объективную информацию
о программах партий и
кандидатов.
Как показала практика,
система распределения
голосов избирателей не
является двухполюсной, и
центр не рождается в
промежутке между двумя
противостоящими
фигурантами.
Преобладающее
большинство голосов
может быть получено лишь
при соединении
потенциала нескольких
организаций. Вместе с
тем, все организации
имеют "мягкую
периферию" с нечетко
выраженными
политическими
ориентациями, голоса
которых могут "перетекать"
к другим политическим
полюсам. В то же время по
таким вопросам, как
создание сильного
ответственного
государства,
преимущественного
развития
государственного
сектора вполне возможно
"сложение" голосов
сторонников этих идей.
Формирование ответственного отношения человека к политической деятельности возможно только при условии ввода его в ситуацию социального и жизненного выбора, оно не наступает автоматически, кроме того, уже имеющееся ответственное отношение человека к политической деятельности может быть заглушено стечением неблагоприятных обстоятельств.
Повышение электоральной культуры российских избирателей - важная задача политологов, представителей государственных органов, общественно-политических организаций и СМИ.
The Department of
Political Science
Russian University of People`s Friendship
Mikluho-Maklay str., 6, 117198, Moscow,
Russia
|
|
|||