ВИРТУАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАФЕДРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК |
ождение же
мое в нижегороцких
пределех, за Кудмою
рекою, в селе Григорове.
Отец ми бысть священник
Петр, мати - Мария, инока
Марфа. Отец же мой
прилежаше пития
хмельнова; мати же моя
постница и молитвенница
бысть, всегда учаше мя
страху божию. Аз же
некогда видев у соседа
скотину умершу, и той
нощи, восставше, пред
образом плакався
довольно о душе своей,
поминая смерть, яко и мне
умереть; и с тех мест
обыкох по вся нощи
молитися. Потом мати моя
овдовела, а я осиротел
молод и от своих
соплеменник во изгнании
быхом. Изволила мати
меня женить. Аз же
пресвятей богородице
молихся, да даст ми жену
помощницу ко спасению. И
в том же селе девица,
сиротина ж, беспрестанно
обыкла ходить во церковь,
- имя ей Анастасия. Отец
ея был кузнец, именем
Марко, богат гораздо; а
егда умре, после ево вся
истощилось. Она же в
скудости живяше и
моляшеся богу, да же 17
сочетается за меня
совокуплением брачным; и
бысть по воли божии тако.
Посем мати моя отыде к
богу в подвизе велице. Аз
же от изгнания
переселихся во ино место.
Рукоположен во диаконы
двадесяти лет с годом, и
по дву летех в попы
поставлен; живый в попех
осмь лет, и потом
совершен в протопопы
православными епископы,
- тому двадесеть лет
минуло; и всего
тридесять лет, как имею
священство.
А егда
в попах был, тогда имел у
себя детей духовных
много, - по се время сот с
пять или с шесть будет.
Не почивая, аз, грешный,
прилежа во церквах, и в
домех, и на распутиях, по
градом и селам, еще же и в
царствующем граде и во
стране сибирской
проповедуя и уча слову
божию, - годов будет тому
с полтретьятцеть 18.
Егда
еще был в попех, прииде
ко мне исповедатися
девица, многими грехми
обремененна, блудному
делу и малакии 19 всякой
повинна; нача мне,
плакавшеся, подробну
возвещати во церкви,
пред Евангелием стоя. Аз
же, треокаянный врач, сам
разболелся, внутрь жгом
огнем блудным, и горько
мне бысть в той час:
зажег три свещи и
прилепил к налою, и
возложил руку правую на
пламя, и держал, дондеже
во мне угасло злое
разжение, и, отпустя
девицу, сложа ризы,
помоляся, пошел в дом
свой зело скорбен. Время
же, яко полнощи, и пришед
во свою избу, плакався
пред образом господним,
яко и очи опухли, и
моляся прилежно, да же
отлучит мя бог от детей
духовных, понеже бремя
тяжко, неудобь носимо. И
падох на землю на лицы
своем, рыдаше горце и
забыхся, лежа; не вем, как
плачю; а очи сердечнии
при реке Волге. Вижу:
пловут стройно два
корабля златы, и весла на
них златы, и шесты златы,
и все злато; по единому
кормщику на них
сидельцов. И я спросил:
"чье корабли?" И они
отвещали: "Лукин и
Лаврентиев". Сии быша
ми духовныя дети, меня и
дом мой наставили на
путь спасения и
скончалися богоугодне. А
се потом вижу третей
корабль, не златом
украшен, но разными
пестротами, - красно, и
бело, и сине, и черно, и
пепелесо 20, - его же ум
человечь не вмести
красоты его и доброты;
юноша светел, на корме
сидя, правит; бежит ко
мне из-за Волги, яко
пожрати мя хощет. И я
вскричал: "чей корабль?"
И сидяй на нем отвещал:
"твой корабль! на,
плавай на нем с женою и
детьми, коли докучаешь!"
И я вострепетах и седше
рассуждаю: что се
видимое? и что будет
плавание?
А се по
мале времени, по
писанному, "объяша мя
болезни смертныя, беды
адовы обретоша мя:
скорбь и болезнь обретох".
У вдовы начальник отнял
дочерь, и аз молих его, да
же сиротину возвратит к
матери, и он, презрев
моление наше, и воздвиг
на мя бурю, и у церкви,
пришед сонмом, до смерти
меня задавили. И аз лежа
мертв полчаса и больши, и
паки оживе божиим
мановением. И он,
устрашася, отступился
мне девицы. Потом научил
ево дьявол: пришед во
церковь, бил и волочил
меня за ноги по земле в
ризах, а я молитву говорю
в то время.
Таже 21
ин начальник, во ино
время, на мя рассвирепел,
- прибежал ко мне в дом,
бив меня, и у руки отгрыз
персты, яко пес, зубами. И
егда наполнилась
гортань ево крови, тогда
руку мою испустил из
зубов своих и, покиня
меня, пошел в дом свой. Аз
же, поблагодаря бога,
завертев руку платом,
пошел к вечерне. И егда
шел путем, наскочил на
меня он же паки со двемя
малыми пищальми 22 и, близ
меня быв, запалил из
пистоли, и божиею волею
иа полке порох пыхнул, а
пищаль не стрелила. Он же
бросил ея на землю и из
другия паки запалил так
же, - и та пищаль не
стрелила. Аз же прилежно,
идучи, молюсь богу,
единою рукою осенил ево
и поклонился ему. Он меня
лает, а ему рекл: "благодать
во устнех твоих, Иван
Родионович, да будет!"
Посем двор у меня отнял,
а меня выбил, всего
ограбя, и на дорогу хлеба
не дал.
В то же
время родился сын мой
Прокопей, которой сидит
с матерью в земле
закопан. Аз же, взяв
клюшку, а мати -
некрещенова младенца,
побрели, амо 23 же бог
наставит, и на пути
крестили, яко же Филипп
каженика 24 древле. Егда ж
аз прибрел к Москве, к
духовнику протопопу
Стефану и к Неронову
протопопу Ивану, они же
обо мне царю известиша, и
государь меня почал с
тех мест знати. Отцы же с
грамотою паки послали
меня на старое место, и я
притащился - ано 25 и
стены разорены моих
храмин. И я паки
позавелся, а дьявол и
паки воздвиг на меня
бурю. Придоша в село мое
плясовые медведи с
бубнами и с домрами, и я,
грешник, по Христе
ревнуя, изгнал их, и
ухари 26 и бубны изломал
на поле един у многих и
медведей двух великих
отнял, - одново ушиб, и
паки ожил, а другова
отпустил в поле. И за сие
меня Василей Петровичь
Шереметев, пловучи
Волгою в Казань на
воеводство, взяв на
судно и браня много,
велел благословить сына
своего Матфея
бритобрадца 27. Аз же не
благословил, но от
писания ево и порицал,
видя блудолюбный образ.
Боярин же, гораздо
осердясь, велел меня
бросить в Волгу и, много
томя, протолкали. А
опосле учинились добры
до меня: у царя на сенях
со мною прощались; а
брату моему меньшому
бояроня Васильева и дочь
духовная была. Так-то бог
строит своя люди.
На
первое возвратимся. Таже
ин начальник на мя
рассвирепел: приехав с
людьми ко двору моему,
стрелял из луков и из
пищалей с приступом. А аз
в то время, запершися,
молился с воплем ко
владыке: "господи,
укроти ево и примири, ими
же веси судьбами!" И
побежал от двора, гоним
святым духом. Таже в нощь
ту прибежали от него и
зовут меня со многими
слезами: "батюшко-государь!
Евфимей Стефановичь при
кончине и кричит
неудобно, бьет себя и
охает, а сам говорит:
дайте мне батька
Аввакума! за него бог
меня наказует!" И я
чаял, меня обманывают;
ужасеся дух мой во мне. А
се помолил бога сице: "ты,
господи, изведый мя из
чрева матере моея, и от
небытия в бытие мя
устроил! Аще меня
задушат, и ты причти мя с
Филиппом, митрополитом
московским; аще зарежут,
и ты причти мя с Захариею
пророком; а буде в воду
посадят, и ты, яко
Стефана пермскаго,
освободишь мя!" И
моляся, поехал в дом к
нему, Евфимию. Егда ж
привезоша мя на двор,
выбежала жена ево
Неонила и ухватала меня
под руку, а сама говорит:
"поди-тко, государь
наш батюшко, поди-тко,
свет наш кормилец!" И я
сопротив того: "чюдно!
давеча был блядин сын, а
топерва 28 - батюшко!
Большо 29 у Христа тово
остра шелепуга 30 та:
скоро повинился муж твой!"
Ввела меня в горницу.
Вскочил с перины Евфимей,
пал пред ногама моима,
вопит неизреченно: "прости,
государь, согрешил пред
богом и пред тобою!" А
сам дрожит весь. И я ему
сопротиво: "хощеши ли
впредь цел быти?" Он же,
лежа, отвеща: "ей,
честный отче!" И я рек:
"востани! бог простит
тя!" Он же, наказан
гораздо, не мог сам
востати. И я поднял и
положил его на постелю, и
исповедал, и маслом
священным помазал, и
бысть здрав. Так Христос
изволил. И наутро
отпустил меня честно в
дом мой, и с женою быша ми
дети духовныя, изрядныя
раби Христовы. Так-то
господь гордым
противится, смиренным же
дает благодать.
Помале паки инии изгнаша мя от места того вдругоряд. Аз же сволокся к Москве, и божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской. И тут пожил немного, - только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, - пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, - человек с тысящу и с полторы их было, - среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва 31 велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят: "убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров кинем!" Аз же, отдохня, в третей день ночью, покиня жену и дети, по Волге сам-третей ушел к Москве. На Кострому прибежал, - ано и тут протопопа ж Даниила изгнали. Ох, горе! везде от дьявола житья нет! Прибрел к Москве, духовнику Стефану показался; и он на меня учинился печален: на што-де церковь соборную покинул? Опять мне другое горе! Царь пришел к духовнику благословитца ночью; меня увидел тут; опять кручина: на што-де город покинул? - А жена, и дети, и домочадцы, человек с двадцеть, в Юрьевце остались: неведомо - живы, неведомо - прибиты! Тут паки горе.
Посем
Никон, друг наш, привез
из Соловков Филиппа
митрополита. А прежде
ево приезду Стефан
духовник, моля бога и
постяся седмицу с
братьею, - и я с ними тут
же, - о патриархе, да же
даст бог пастыря ко
спасению душ наших, и с
митрополитом казанским
Корнилием, написав
челобитную за руками,
подали царю и царице - о
духовнике Стефане, чтоб
ему быть в патриархах. Он
же не восхотел сам и
указал на Никона
митрополита. Царь ево и
послушал, и пишет к нему
послание навстречю:
преосвященному
митрополиту Никону
новгороцкому и
великолуцкому и всея
Русии радоватися, и
прочая. Егда ж приехал, с
нами яко лис: челом да
здорово. Ведает, что быть
ему в патриархах, и чтобы
откуля помешка какова не
учинилась. Много о тех
кознях говорить! Егда
поставили патриархом,
так друзей не стал и в
крестовую пускать. А се и
яд отрыгнул; в пост
великой прислал память к
Казанской к Неронову
Ивану. А мне отец
духовной был; я у нево
все и жил в церкве: егда
куды отлучится, ино я
ведаю церковь. И к месту,
говорили, на дворец к
Спасу, на Силино
покойника место; да бог
не изволил. А се и у меня
радение худо было. Любо
мне, у Казанские тое
держался, чел народу
книги. Много людей
приходило. - В памети
Никон пишет: "Год и
число. По преданию
святых апостол и святых
отец, не подобает во
церкви метания творити
на колену, но в пояс бы
вам творити поклоны, еще
же и трема персты бы есте
крестились". Мы же
задумалися, сошедшеся
между собою; видим, яко
зима хощет быти; сердце
озябло, и ноги задрожали.
Неронов мне приказал
церковь, а сам един
скрылся в Чюдов, -
седмицу в полатке
молился. И там ему от
образа глас бысть во
время молитвы: "время
приспе страдания,
подобает вам неослабно
страдати!" Он же мне
плачючи сказал; таже
коломенскому епископу
Павлу, его же Никон
напоследок огнем сжег в
новгороцких пределех;
потом - Данилу,
костромскому протопопу;
таже сказал и всей
братье. Мы же с Данилом,
написав из книг выписки
о сложении перст и о
поклонех, и подали
государю; много писано
было; он же, не вем где,
скрыл их; мнитмися,
Никону отдал.
После
тово вскоре схватав
Никон Даниила в
монастыре за Тверскими
вороты, при царе остриг
голову и, содрав
однарядку, ругая, отвел в
Чюдов в хлебню и, муча
много, сослал в
Астрахань. Венец тернов
на главу ему там
возложили в земляной
тюрьме и уморили. После
Данилова стрижения
взяли другова,
темниковскаго Даниила ж
протопопа, и посадили в
монастыре у Спаса на
Новом. Таже протопопа
Неронова Ивана - в церкве
скуфью снял и посадил в
Симанове монастыре,
опосле сослал на Вологду,
в Спасов Каменной
монастырь, потом в
Колской острог. А
напоследок, по многом
страдании, изнемог
бедной, - принял три
перста, да так и умер. Ох,
горе! всяк мняйся стоя,
да блюдется, да ся не
падет. Люто время, по
реченному господем, аще
возможно духу
антихристову прельстити
избранныя. Зело надобно
крепко молитися богу, да
спасет и помилует нас,
яко благ и человеколюбец.
Таже
меня взяли от всенощнаго
Борис Нелединской со
стрельцами; человек со
мною с шестьдесят взяли:
их в тюрьму отвели, а
меня на патриархове
дворе на чепь посадили
ночью. Егда ж россветало
в день недельный,
посадили меня на телегу,
и ростянули руки, и везли
от патриархова двора до
Андроньева монастыря и
тут на чепи кинули в
темную полатку, ушла в
землю, и сидел три дни, ни
ел, ни пил; во тьме сидя,
кланялся на чепи, не знаю
- на восток, не знаю - на
запад. Никто ко мне не
приходил, токмо мыши, и
тараканы, и сверчки
кричат, и блох довольно.
Бысть же я в третий день
приалчен, - сиречь есть
захотел, - и после
вечерни ста предо мною,
не вем-ангел, не вем-человек,
и по се время не знаю,
токмо в потемках молитву
сотворил и, взяв меня за
плечо, с чепью к лавке
привел и посадил и ложку
в руки дал и хлеба
немножко и штец
похлебать, - зело
прикусны, хороши! - и рекл
мне: "полно, довлеет ти
ко укреплению!" Да и не
стало ево. Двери не
отворялись, а ево не
стало! Дивно только -
человек; а что ж ангел?
ино нечему дивитца -
везде ему не загорожено.
На утро архимарит с
братьею пришли и вывели
меня; журят мне, что
патриарху не покорился,
а я от писания ево браню
да лаю. Сняли большую
чепь да малую наложили.
Отдали чернцу под начал,
велели волочить в
церковь. У церкви за
волосы дерут, и под бока
толкают, и за чепь
торгают, и в глаза плюют.
Бог их простит в сий век
и в будущий: не их то дело,
но сатаны лукаваго.
Сидел тут я четыре
недели.
В то
время после меня взяли
Логгина, протопопа
муромскаго: в соборной
церкви, при царе, остриг
в обедню. Во время
переноса снял патриарх
со главы у архидьякона
дискос и поставил на
престол с телом
Христовым; а с чашею
архимарит чюдовской
Ферапонт вне олтаря, при
дверех царских стоял.
Увы рассечения тела
Христова, пущи
жидовскаго действа!
Остригше, содрали с него
однарядку и кафтан.
Логгин же разжегся
ревностию божественнаго
огня, Никона порицая, и
чрез порог в олтарь в
глаза Никону плевал;
распоясався, схватя с
себя рубашку, в олтарь в
глаза Никону бросил;
чюдно, растопоряся
рубашка и покрыла на
престоле дискос, быдто
воздух. А в то время и
царица в церкве была. На
Логгина возложили чепь и,
таща из церкви, били
метлами и шелепами до
Богоявленскова
монастыря и кинули в
полатку нагова, и
стрельцов на карауле
поставили накрепко
стоять. Ему ж бог в ту
нощь дал шубу новую да
шапку; и на утро Никону
сказали, и он, россмеявся,
говорит: "знаю-су я
пустосвятов тех!" - и
шапку у нево отнял, а
шубу ему оставил.
Посем паки меня из монастыря водили пешева на патриархов двор, также руки ростяня, и, стязався много со мною, паки также отвели. Таже в Никитин день ход со кресты, а меня паки на телеге везли против крестов. И привезли к соборной церкве стричь и держали в обедню на пороге долго. Государь с места сошел и, приступя к патриарху, упросил. Не стригше, отвели в Сибирской приказ и отдали дьяку Третьяку Башмаку, что ныне стражет же по Христе, старец Саватей, сидит на Новом, в земляной же тюрьме. Спаси ево, господи! и тогда мне делал добро.
Таже
послали меня в Сибирь с
женою и детьми. И колико
дорогою нужды бысть,
тово всево много
говорить, разве малая
часть помянуть.
Протопопица младенца
родила; больную в телеге
и повезли до Тобольска;
три тысящи верст недель
с тринадцеть волокли
телегами и водою и
саньми половину пути.
Архиепископ
в Тобольске к месту
устроил меня. Тут у
церкви великия беды
постигоша меня: в
полтора годы пять слов
государевых сказывали
на меня, и един некто,
архиепископля двора
дьяк Иван Струна, тот и
душею моею потряс.
Съехал архиепископ к
Москве, а он без нево,
дьявольским научением,
напал на меня: церкви
моея дьяка Антония
мучить напрасно захотел.
Он же Антон утече у него
и прибежал во церковь ко
мне. Той же Струна Иван,
собрався с людьми, во ин
день прииде ко мне в
церковь, - а я вечерню пою,
- и вскочил в церковь,
ухватил Антона на
крылосе за бороду. А я в
то время двери церковныя
затворил и замкнул и
никово не пустил, - один
он Струна в церкви
вертится, что бес. И я,
покиня вечерню, с
Антоном посадил ево
среди церкви на полу и за
церковный мятеж
постегал ево ременем
нарочито-таки; а прочии,
человек с двадцеть, вси
побегоша, гоними духом
святым. И покаяние от
Струны приняв, паки
отпустил ево к себе.
Сродницы же Струнины,
попы и чернцы, весь
возмутили град, да како
меня погубят. И в
полунощи привезли сани
ко двору моему, ломилися
в ызбу, хотя меня взять и
в воду свести. И божиим
страхом отгнани быша и
побегоша вспять. Мучился
я с месяц, от них бегаючи
втай; иное в церкве начую,
иное к воеводе уйду, а
иное в тюрьму просился, -
ино не пустят. Провожал
меня много Матфей Ломков,
иже и Митрофан именуем в
чернцах, - опосле на
Москве у Павла
митрополита ризничим
был, в соборной церкви с
дьяконом Афонасьем меня
стриг; тогда добр был, а
ныне дьявол ево поглотил.
Потом приехал
архиепископ с Москвы и
правильною виною ево,
Струну, на чепь посадил
за сие: некий человек с
дочерью кровосмешение
сотворил, а он, Струна,
полтину възяв и, не
наказав мужика, отпустил.
И владыко ево сковать
приказал и мое дело тут
же помянул. Он же, Струна,
ушел к воеводам в приказ
и сказал "слово и дело
государево" на меня.
Воеводы отдали ево сыну
боярскому лучшему, Петру
Бекетову, за пристав. Увы,
погибель на двор Петру
пришла. Еще же и душе
моей горе тут есть.
Подумав архиепископ со
мною, по правилам за вину
кровосмешения стал
Струну проклинать в
неделю православия в
церкве большой. Той же
Бекетов Петр, пришед в
церковь, браня
архиепископа и меня, и в
той час из церкви пошед,
взбесился, ко двору
своему идучи, и умре
горькою смертию зле. И мы
со владыкою приказали
тело ево среди улицы
собакам бросить, да же
граждане оплачют
согрешение его. А сами
три дни прилежне стужали
41 божеству, да же в день
века отпустится ему.
Жалея Струны, такову
себе пагубу приял. И по
трех днех владыка и мы
сами честне тело его
погребли. Полно тово
плачевнова дела
говорить.
Посем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и укоряю ересь Никонову. В та же времена пришла ко мне с Москвы грамотка. Два брата жили у царицы вверху, а оба умерли в мор с женами и с детьми; и многия друзья и сродники померли. Излиял бог на царство фиял гнева своего! Да не узнались горюны однако, - церковью мятут. Говорил тогда и сказывал Неронов царю три пагубы за церковный раскол: мор, меч, разделение; то и сбылось во дни наша ныне. Но милостив господь: наказав, покаяния ради и помилует нас, прогнав болезни душ наших и телес, и тишину подаст. Уповаю и надеюся на Христа; ожидаю милосердия его и чаю воскресения мертвым.
Таже
сел опять на корабль
свой, еже и показан ми,
что выше сего рекох, -
поехал на Лену. А как
приехал в Енисейской,
другой указ пришел:
велено в Дауры вести -
двадцеть тысящ и больши
будет от Москвы. И отдали
меня Афонасью Пашкову в
полк, - людей с ним было 600
человек; и грех ради моих
суров человек:
беспрестанно людей жжет,
и мучит, и бьет. И я ево
много уговаривал, да и
сам в руки попал. А с
Москвы от Никона
приказано ему мучить
меня.
Егда
поехали из Енисейска,
как будем в большой
Тунгузке реке, в воду
загрузило бурею
дощенник 43 мой совсем:
налился среди реки полон
воды, и парус изорвало, -
одны полубы над водою, а
то все в воду ушло. Жена
моя на полубы из воды
робят кое-как вытаскала,
простоволоса ходя. А я,
на небо глядя, кричю: "господи,
спаси! господи, помози!"
И божиею волею прибило к
берегу нас. Много о том
говорить! На другом
дощеннике двух человек
сорвало, и утонули в воде.
Посем, оправяся на
берегу, и опять поехали
вперед.
Егда
приехали на Шаманской
порог, на встречю
приплыли люди иные к нам,
а с ними две вдовы - одна
лет в 60, а другая и больши;
пловут пострищись в
монастырь. А он, Пашков,
стал их ворочать и хочет
замуж отдать. И я ему
стал говорить: "по
правилам не подобает
таковых замуж давать".
И чем бы ему, послушав
меня, и вдов отпустить, а
он вздумал мучить меня,
осердясь. На другом,
Долгом пороге стал меня
из дощенника выбивать:
"для-де тебя дощенник
худо идет! еретик-де ты!
поди-де по горам, а с
казаками не ходи!" О,
горе стало! Горы высокия,
дебри непроходимыя, утес
каменной, яко стена
стоит, и поглядеть -
заломя голову! В горах
тех обретаются змеи
великие; в них же витают
гуси и утицы - перие
красное, вороны черные, а
галки серые; в тех же
горах орлы, и соколы, и
кречаты, и курята
индейские, и бабы, и
лебеди, и иные дикие -
многое множество, птицы
разные. На тех горах
гуляют звери многие
дикие: козы, и олени, и
зубри, и лоси, и кабаны,
волки, бараны дикие - во
очию нашу, а взять нельзя!
На те горы выбивал меня
Пашков, со зверьми, и со
змиями, и со птицами
витать. И аз ему малое
писанейце написал, сице
начало: "Человече!
убойся бога, седящаго на
херувимех и
призирающаго в безны,
его же трепещут небесныя
силы и вся тварь со
человеки, един ты
презираешь и неудобство
показуешь", - и прочая;
там многонько писано; и
послал к нему. А се бегут
человек с пятьдесят:
взяли мой дощенник и
помчали к нему, - версты
три от него стоял. Я
казакам каши наварил да
кормлю их; и они, бедные,
и едят и дрожат, а иные,
глядя, плачют на меня,
жалеют по мне. Привели
дощенник; взяли меня
палачи, привели перед
него. Он со шпагою стоит
и дрожит; начал мне
говорить: "поп ли ты
или роспоп 44?" И аз
отвещал: "аз есмь
Аввакум протопоп; говори:
что тебе дело до меня?"
Он же рыкнул, яко дивий 45
зверь, и ударил меня по
щоке, таже по другой и
паки в голову, и сбил
меня с ног и, чекан 46
ухватя, лежачева по
спине ударил трижды и,
разболокши 47, по той же
спине семьдесят два
удара кнутом. А я говорю:
"господи Исусе Христе,
сыне божий, помогай мне!"
Да то ж, да то ж
беспрестанно говорю. Так
горько ему, что не говорю:
"пощади!" Ко всякому
удару молитву говорил,
да осреди побой вскричал
я к нему: "полно бить
тово!" Так он велел
перестать. И я промолыл 48
ему: "за что ты меня
бьешь? ведаешь ли?" И
он паки велел бить по
бокам, и отпустили. Я
задрожал, да и упал. И он
велел меня в казенной
дощенник оттащить:
сковали руки и ноги и на
беть кинули. Осень была,
дождь на меня шел, всю
нощь под капелию лежал.
Как били, так не больно
было с молитвою тою; а
лежа, на ум взбрело: "за
что ты, сыне божий,
попустил меня ему таково
больно убить тому? Я ведь
за вдовы твои стал! Кто
даст судию между мною и
тобою? Когда воровал, и
ты меня так не оскорблял,
а ныне не вем, чтo
согрешил!" Быдто
добрый человек - другой
фарисей с говенною рожею,
- со владыкою судитца
захотел! Аще Иев и
говорил так, да он
праведен, непорочен, а се
и писания не разумел, вне
закона, во стране
варварстей, от твари
бога познал. А я первое -
грешен, второе - на
законе почиваю и
писанием отвсюду
подкрепляем, яко многими
скорбьми подобает нам
внити во царство
небесное, а на такое
безумие пришел! Увы мне!
Как дощенник-от в воду ту
не погряз со мною? Стало
у меня в те поры кости те
щемить и жилы те тянуть,
и сердце зашлось, да и
умирать стал. Воды мне в
рот плеснули, так
вздохнул да покаялся
пред владыкою, и господь-свет
милостив: не поминает
наших беззаконий первых
покаяния ради; и опять не
стало ништо болеть.
Наутро
кинули меня в лодку и
напредь повезли. Егда
приехали к порогу, к
самому большему - Падуну,
река о том месте шириною
с версту, три залавка 49
чрез всю реку зело круты,
не воротами што попловет,
ино в щепы изломает, -
меня привезли под порог.
Сверху дождь и снег, а на
мне на плеча накинуто
кафтанишко просто; льет
вода по брюху и по спине,
- нужно было гораздо. Из
лодки вытаща, по каменью
скована окол порога
тащили. Грустко 50
гораздо, да душе добро:
не пеняю уж на бога
вдругоряд. На ум пришли
речи, пророком и
апостолом реченные: "Сыне,
не пренемогай
наказанием господним,
ниже ослабей, от него
обличаем. Его же любит
бог, того наказует; биет
же всякаго сына, его же
приемлет. Аще наказание
терпите, тогда яко сыном
обретается вам бог. Аже
ли без наказания
приобщаетеся ему, то
выблядки, а не сынове
есте". И сими речьми
тешил себя.
Посем
привезли в Брацкой
острог и в тюрьму кинули,
соломки дали. И сидел до
Филиппова поста в
студеной башне; там зима
в те поры живет, да бог
грел и без платья! Что
собачка, в соломке лежу:
коли накормят, коли нет,
Мышей много было, я их
скуфьею бил, - и батожка
не дадут дурачки! Все на
брюхе лежал: спина гнила.
Блох да вшей было много.
Хотел на Пашкова кричать:
"прости!" - да сила
божия возбранила, -
велено терпеть. Перевел
меня в теплую избу, и я
тут с аманатами 51 и с
собаками жил скован зиму
всю. А жена с детьми
верст с двадцеть была
сослана от меня. Баба ея
Ксенья мучила зиму ту
всю, - лаяла да укоряла.
Сын Иван - невелик был -
прибрел ко мне побывать
после Христова
рождества, и Пашков
велел кинуть в студеную
тюрьму, где я сидел:
начевал милой и замерз
было тут. И на утро опять
велел к матери
протолкать. Я ево и не
видал. Приволокся к
матери, - руки и ноги
ознобил.
На
весну паки поехали
впредь. Запасу небольшое
место осталось, а первой
разграблен весь: и книги
и одежда иная отнята
была, а иное и осталось.
На Байкалове море паки
тонул. По Хилке по реке
заставил меня лямку
тянуть: зело нужен ход ею
был, - и поесть было
неколи, нежели спать.
Лето целое мучилися. От
водяные тяготы люди
изгибали, и у меня ноги и
живот синь был. Два лета
в водах бродили, а зимами
чрез волоки волочилися.
На том же Хилке в третьее
тонул. Барку от берегу
оторвало водою, - людские
стоят, а мою ухватило, да
и понесло! Жена и дети
остались на берегу, а
меня сам-друг с
кормщиком помчало. Вода
быстрая, переворачивает
барку вверх боками и
дном; а я на ней ползаю, а
сам кричю: "владычице,
помози! упование, не
утопи!" Иное ноги в
воде, а иное выползу
наверх. Несло с версту и
больши; да люди переняли.
Все розмыло до крохи! Да
што петь 52 делать, коли
Христос и пречистая
богородица изволили так?
Я, вышед из воды, смеюсь;
а люди-то охают, платье
мое по кустам развешивая,
шубы отласные и тафтяные,
и кое-какие безделицы
тое много еще было в
чемоданах да в сумах; все
с тех мест перегнило -
наги стали. А Пашков меня
же хочет опять бить: "ты-де
над собою делаешь за
посмех!" И я паки свету-богородице
докучать: "владычица,
уйми дурака тово!" Так
она-надежа уняла: стал по
мне тужить.
Потом
доехали до Иргеня озера:
волок тут, - стали зимою
волочитца. Моих
роботников отнял, а иным
у меня нанятца не велит.
А дети маленьки были,
едоков много, а работать
некому: один бедной
горемыка-протопоп нарту
сделал и зиму всю
волочился за волок.
Весною на плотах по
Ингоде реке поплыли на
низ. Четвертое лето от
Тобольска плаванию
моему. Лес гнали
хоромной и городовой.
Стало нечева есть; люди
учали с голоду мереть и
от работныя водяныя
бродни. Река мелкая,
плоты тяжелые, приставы
немилостивые, палки
большие, батоги
суковатые, кнуты острые,
пытки жестокие - огонь да
встряска, люди голодные:
лишо станут мучить-ано и
умрет! Ох, времени тому!
Не знаю, как ум у него
отступился. У
протопопицы моей
однарядка 53 московская
была, не сгнила, - по-русскому
рублев в полтретьятцеть
и больши потамошнему.
Дал нам четыре мешка ржи
за нея, и мы год-другой
тянулися, на Нерче реке
живучи, с травою
перебиваючися. Все люди
с голоду поморил, никуды
не отпускал промышлять, -
осталось небольшое
место; по степям
скитающеся и по полям,
траву и корение копали, а
мы - с ними же; а зимою -
сосну; а иное кобылятины
бог даст, и кости
находили от волков
пораженных зверей, и что
волк не доест, мы то
доедим. А иные и самых
озяблых ели волков, и
лисиц, и что получит -
всякую скверну. Кобыла
жеребенка родит, а
голодные втай и
жеребенка и место
скверное кобылье съедят.
А Пашков, сведав, и
кнутом до смерти забьет.
И кобыла умерла, - все
извод взял, понеже не по
чину жеребенка тово
вытащили из нея: лишо
голову появил, а оне и
выдернули, да и почали
кровь скверную есть. Ох,
времени тому! И у меня
два сына маленьких
умерли в нуждах тех, а с
прочими, скитающеся по
горам и по острому
камению, наги и боси,
травою и корением
перебивающеся, кое-как
мучилися. И сам я,
грешной, волею и неволею
причастен кобыльим и
мертвечьим звериным и
птичьим мясам. Увы
грешной душе! Кто даст
главе моей воду и
источник слез, да же
оплачю бедную душу свою,
юже зле погубих
житейскими сластьми? Но
помогала нам по Христе
боляроня, воеводская
сноха, Евдокея
Кирилловна, да жена ево,
Афонасьева, Фекла
Симеоновна: оне нам от
смерти голодной тайно
давали отраду, без
ведома ево, - иногда
пришлют кусок мясца,
иногда колобок 54, иногда
мучки и овсеца, колько
сойдется, четверть пуда
и гривенку-другую 55, а
иногда и полпудика
накопит и передаст, а
иногда у коров корму из
корыта нагребет. Дочь
моя, бедная горемыка
Огрофена, бродила втай к
ней под окно. И горе, и
смех! - иногда робенка
погонят от окна без
ведома бояронина, а
иногда и многонько
притащит. Тогда невелика
была; а ныне уж ей 27 годов,
- девицею, бедная моя, на
Мезени, с меньшими
сестрами перебиваяся
кое-как, плачючи живут. А
мать и братья в земле
закопаны сидят. Да што же
делать? пускай горькие
мучатся все ради Христа!
Быть тому так за божиею
помощию. На том положено,
ино мучитца веры ради Xристовы.
Любил, протопоп, со
славными знатца, люби же
и терпеть, горемыка, до
конца. Писано: "не
начный блажен, но
скончавый". Полно тово;
на первое возвратимся.
Было в
Даурской земле нужды
великие годов с шесть и с
семь, а во иные годы
отрадило. А он, Афонасей,
наветуя мне,
беспрестанно смерти мне
искал. В той же нужде
прислал ко мне от себя
две вдовы, - сенныя ево
любимые были, - Марья да
Софья, одержимы духом
нечистым. Ворожа и
колдуя много над ними, и
видит, яко ничто же
успевает, но паче молва
бывает, - зело жестоко их
бес мучит, бьются и
кричат, - призвал меня и
поклонился мне, говорит:
"пожалуй, возьми их ты
и попекися об них, бога
моля; послушает тебя бог".
И я ему отвещал: "господине!
выше меры прошение; но за
молитв святых отец наших
вся возможна суть богу".
Взял их, бедных. Простите!
Во искусе то на Руси
бывало, - человека три-четыре
бешаных приведших
бывало в дому моем, и, за
молитв святых отец,
отхождаху от них беси,
действом и повелением
бога живаго и господа
нашего Исуса Христа,
сына божия-света.
Слезами и водою покроплю
и маслом помажу,
молебная певше во имя
Христово, и сила божия
отгоняше от человек бесы,
и здрави бываху, не по
достоинству моему, -
никако же, - но по вере
приходящих. Древле
благодать действоваше
ослом при Валааме, и при
Улиане мученике - рысью,
и при Сисинии - оленем:
говорили человеческим
гласом. Бог идеже хощет,
побеждается естества
чин. Чти житие Феодора
Едесскаго, тамо обрящеши:
и блудница мертваго
воскресила. В Кормчей
писано: не всех дух
святый рукополагает, но
всеми, кроме еретика,
действует. Таже привели
ко мне баб бешаных; я, по
обычаю, сам постился и им
не давал есть,
молебствовал, и маслом
мазал, и, как знаю,
действовал; и бабы о
Христе целоумны и здравы
стали. Я их исповедал и
причастил. Живут у меня и
молятся богу; любят меня
и домой не идут. Сведал
он, что мне учинилися
дочери духовные,
осердился на меня опять
пуще старова, - хотел
меня в огне сжечь: "ты-де
выведываешь мое тайны!"
А как петь-су причастить,
не исповедав? А не
причастив бешанова, ино
беса совершенно не
отгонишь. Бес-от ведь не
мужик: батога не боится;
боится он креста
Христова, да воды святыя,
да священнаго масла, а
совершенно бежит от тела
Христова. Я, кроме сих
таин, врачевать не умею.
В нашей православной
вере без исповеди не
причащают; в римской
вере творят так, - не
брегут о исповеди; а нам,
православие блюдущим,
так не подобает, но на
всяко время покаяние
искати. Аще священника,
нужды ради, не получишь,
и ты своему брату
искусному возвести
согрешение свое, и бог
простит тя, покаяние
твое видев, и тогда с
правильцом 56 причащайся
святых таин. Держи при
себе запасный агнец 57.
Аще в пути или на
промыслу, или всяко
прилучится, кроме церкви,
воздохня пред владыкою и,
по вышереченному, ко
брату исповедався, с
чистою совестию
причастися святыни: так
хорошо будет! По посте и
по правиле пред образом
Христовым на коробочку
постели платочик и
свечку зажги, и в сосуде
водицы маленько, да на
ложечку почерпни и часть
тела Христова с молитвою
в воду на ложку положи и
кадилом вся покади
поплакав, глаголи: "Верую,
господи, и исповедую, яко
ты еси Христос сын бога
живаго, пришедый в мир
грешники спасти, от них
же первый есмь аз. Верую,
яко воистинну се есть
самое пречистое тело
твое, и се есть самая
честная кровь твоя. Его
же ради молю ти ся,
помилуй мя и прости ми и
ослаби ми согрешения моя,
вольная и невольная, яже
словом, яже делом, яже
ведением и неведением,
яже разумом и мыслию, и
сподоби мя неосужденно
причаститися пречистых
ти таинств во оставление
грехов и в жизнь вечную,
яко благословен еси во
веки. Аминь". Потом,
падше на землю пред
образом, прощение
проговори и, восстав,
образы поцелуй и,
прекрестясь, с молитвою
причастися и водицею
запей и паки богу
помолись. Ну, слава
Христу! Хотя и умрешь
после того, ино хорошо.
Полно про то говорить. И
сами знаете, что доброе
дело. Стану опять про баб
говорить.
Взял
Пашков бедных вдов от
меня; бранит меня вместо
благодарения. Он чаял:
Христос просто положит;
ано пущи и старова стали
беситца. Запер их в
пустую избу, ино никому
приступу нет к ним;
призвал к ним чернова
попа, и оне ево дровами
бросают, - и поволокся
прочь. Я дома плачю, а
делать не ведаю что.
Приступить ко двору не
смею: больно сердит на
меня. Тайно послал к ним
воды святыя, велел их
умыть и напоить, и им,
бедным, легче стало.
Прибрели сами ко мне
тайно, и я помазал их во
имя Христово маслом, так
опять, дал бог, стали
здоровы и опять домой
пошли да по ночам ко мне
прибегали тайно молитца
богу. Изрядные детки
стали, играть перестали
и правильца держатца
стали. На Москве с
бояронею в Вознесенском
монастыре вселились.
Слава о них богу!
Таже с
Нерчи реки паки назад
возвратилися к Русе.
Пять недель по льду
голому ехали на нартах 58.
Мне под робят и под
рухлишко дал две клячки,
а сам и протопопица
брели пеши, убивающеся о
лед. Страна варварская,
иноземцы немирные;
отстать от лошадей не
смеем, а за лошедьми итти
не поспеем, голодные и
томные люди. Протопопица
бедная бредет-бредет, да
и повалится, - кользко
гораздо! В ыную пору,
бредучи, повалилась, а
иной томной же человек
на нее набрел, тут же и
повалился; оба кричат, а
встать не могут. Мужик
кричит: "матушка-государыня,
прости!" А протопопица
кричит: "что ты, батько,
меня задавил?" Я
пришел, - на меня, бедная,
пеняет, говоря: "долго
ли муки сея, протопоп,
будет?" И я говорю: "Марковна,
до самыя смерти!" Она
же, вздохня, отвещала:
"добро, Петровичь, ино
еще побредем".
Курочка
у нас черненька была; по
два яичка на день
приносила робяти на пищу,
божиим повелением нужде
нашей помогая; бог так
строил. На нарте везучи,
в то время удавили по
грехом. И нынеча мне жаль
курочки той, как на разум
приидет. Ни курочка, ни
што чюдо была: во весь
год по два яичка на день
давала; сто рублев при
ней плюново дело, железо!
А та птичка одушевленна,
божие творение, нас
кормила, а сама с нами
кашку сосновую из котла
тут же клевала, или и
рыбки прилучится, и
рыбку клевала; а нам
против того по два яичка
на день давала. Слава
богу, вся строившему
благая! А не просто нам
она и досталася. У
боярони куры все
переслепли и мереть
стали; так она, собравше
в короб, ко мне их
принесла, чтоб-де батько
пожаловал - помолился о
курах. И я-су подумал:
кормилица то есть наша,
детки у нея, надобно ей
курки. Молебен пел, воду
святил, куров кропил и
кадил; потом в лес
сбродил, корыто им
сделал, из чево есть, и
водою покропил, да к ней
все и отослал. Куры
божиим мановением
исцелели и исправилися
по вере ея. От тово-то
племяни и наша курочка
была. Да полно тово
говорить! У Христа не
сегодня так повелось.
Еще Козма и Дамиян
человеком и скотом
благодействовали и
целили о Христе. Богу вся
надобно: и скотинка и
птичка во славу его,
пречистаго владыки, еще
же и человека ради.
Таже
приволоклись паки на
Иргень озеро. Бояроня
пожаловала, - принесла
сковородку пшеницы, и мы
кутьи наелись. Кормилица
моя была Евдокея
Кирилловна, а и с нею
дьявол ссорил, сице: сын
у нея был Симеон, - там
родился, я молитву давал
и крестил, на всяк день
присылала ко мне на
благословение, и я,
крестом благословя и
водою покропя, поцеловав
ево, и паки отпущу; дитя
наше здраво и хорошо. Не
прилучилося меня дома;
занемог младенец.
Смалодушничав, она,
осердясь на меня,
послала робенка к
шептуну-мужику. Я, сведав,
осердился ж на нея, и меж
нами пря велика стала
быть. Младенец пущи
занемог; рука правая и
нога засохли, что
батожки. В зазор пришла;
не ведает, что делать, а
бог пущи угнетает.
Робеночек на кончину
пришел. Пестуны, ко мне
приходя, плачют; а я
говорю: "коли баба
лиха, живи себе же одна!"
А ожидаю покаяния ея.
Вижу, что ожесточил
диявол сердце ея; припал
ко владыке, чтоб
образумил ея. Господь же,
премилостивый бог,
умягчил ниву сердца ея:
прислала на утро сына
среднева Ивана ко мне, -
со слезами просит
прощения матери своей,
ходя и кланяяся около
печи моей. А я лежу под
берестом наг на печи, а
протопопица в печи, а
дети кое-где: в дождь
прилучилось, одежды не
стало, а зимовье каплет, -
всяко мотаемся. И я,
смиряя, приказываю ей:
"вели матери прощения
просить у Орефы колдуна".
Потом и больнова
принесли, велела перед
меня положить; и все
плачют и кланяются. Я-су
встал, добыл в грязи
патрахель 59 и масло
священное нашел. Помоля
бога и покадя, младенца
помазал маслом и крестом
благословил. Робенок,
дал бог, и опять здоров
стал, - с рукою и с ногою.
Водою святою ево напоил
и к матери послал. Виждь,
слышателю, покаяние
матерне колику силу
сотвори: душу свою
изврачевала и сына
исцелила! Чему быть? - не
сегодни кающихся есть
бог! На утро прислала нам
рыбы да пирогов, а нам то,
голодным, надобе. И с тех
мест помирилися. Выехав
из Даур, умерла,
миленькая, на Москве; я и
погребал в Вознесенском
монастыре. Сведал то и
сам Пашков про младенца,
- она ему сказала. Потом я
к нему пришел. И он,
поклоняся низенько мне,
а сам говорит: "спаси
бог! отечески творишь, -
не помнишь нашева зла".
И в то время пищи
довольно прислал.
А
опосле тово вскоре хотел
меня пытать; слушай, за
что. Отпускал он сына
своево Еремея в
Мунгальское царство
воевать, - казаков с ним 72
человека да иноземцов 20
человек, - и заставил
иноземца шаманить,
сиречь гадать: удастлися
им и с победою ли будут
домой? Волхв же той мужик,
близ моего зимовья,
привел барана живова в
вечер и учал над ним
волхвовать, вертя ево
много, и голову прочь
отвертел и прочь
отбросил. И начал
скакать, и плясать, и
бесов призывать и, много
кричав, о землю ударился,
и пена изо рта пошла.
Беси давили ево, а он
спрашивал их: "удастся
ли поход?" И беси
сказали: "с победою
великою и с богатством
большим будете назад".
И воеводы ради, и все
люди радуяся говорят:
"богаты приедем!" Ох,
душе моей тогда горько и
ныне не сладко! Пастырь
худой погубил своя овцы,
от горести забыл
реченное во Евангелии,
егда Зеведеевичи на
поселян жестоких
советовали: "Господи,
хощеши ли, речеве, да
огнь снидет с небесе и
потребит их, яко же и
Илия сотвори. Обращжеся
Исус и рече им: не веста,
коего духа еста вы; сын
бо человеческий не
прииде душ человеческих
погубити, но спасти. И
идоша во ину весь". А я,
окаянной, сделал не так.
Во хлевине своей кричал
с воплем ко господу: "послушай
мене, боже! послушай мене,
царю небесный, свет,
послушай меня! да не
возвратится вспять ни
един от них, и гроб им там
устроивши всем, приложи
им зла, господи, приложи,
и погибель им наведи, да
не.сбудется пророчество
дьявольское!" И много
тово было говорено. И
втайне о том же бога
молил. Сказали ему, что я
так молюсь, и он лишо
излаял меня. Потом
отпустил с войском сына
своего. Ночью поехали по
звездам. В то время жаль
мне их: видит душа моя,
что им побитым быть, а
сам таки на них погибели
молю. Иные, приходя,
прощаются ко мне; а я им
говорю: "погибнете там!"
Как поехали, лошади под
ними взоржали вдруг, и
коровы тут взревели, и
овцы и козы заблеяли, и
собаки взвыли, и сами
иноземцы, что собаки,
завыли; ужас на всех
напал. Еремей весть со
слезами ко мне прислал:
чтоб батюшко-государь
помолился за меня. И мне
ево стало жаль. А се друг
мне тайной был и страдал
за меня. Как меня кнутом
отец ево бил, и стал
разговаривать отцу, так
со шпагою погнался за
ним. А как приехали после
меня на другой порог, на
Падун, 40 дощенников все
прошли в ворота, а ево,
Афонасьев, дощенник, -
снасть добрая была, и
казаки все шесть сот
промышляли о нем, а не
могли взвести, - взяла
силу вода, паче же рещи,
бог наказал! Стащило
всех в воду людей, а
дощенник на камень
бросила вода: через ево
льется, а в нево нейдет.
Чюдо, как то бог безумных
тех учит! Он сам на
берегу, бояроня в
дощеннике. И Еремей стал
говорить: "батюшко, за
грех наказует бог!
напрасно ты протопопа
тово кнутом тем избил;
пора покаятца, государь!"
Он же рыкнул на него, яко
зверь, и Еремей, к сосне
отклонясь, прижав руки,
стал, а сам, стоя, "господи
помилуй!" говорит,
Пашков же, ухватя у
малова колешчатую 60
пищаль, - никогда не лжет,
- приложася на сына,
курок спустил, и божиею
волею осеклася пищаль.
Он же, поправя порох,
опять спустил, и паки
осеклась пищаль. Он же и
в третьи также сотворил;
пищаль и в третьи
осеклася же. Он ее на
землю и бросил. Малой,
подняв, на сторону
спустил; так и
выстрелила! А дощенник
единаче 61 на камени под
водою лежит. Сел Пашков
на стул, шпагою подперся,
задумався и плакать стал,
а сам говорит: "согрешил,
окаянной, пролил кровь
неповинну, напрасно
протопопа бил; за то меня
наказует бог!" Чюдно,
чюдно! по писанию: "яко
косен бог во гнев, а скор
на послушание";
дощенник сам, покаяния
ради, сплыл с камени и
стал носом против воды;
потянули, он и взбежал на
тихое место тотчас.
Тогда Пашков, призвав
сына к себе, промолыл ему:
"прости, барте 62,
Еремей, правду ты
говоришь!" Он же,
прискоча, пад, поклонися
отцу и рече: "бог тебя,
государя, простит! я пред
богом и пред тобою
виноват!" И взяв отца
под руку, и повел.
Гораздо Еремей разумен и
добр человек: уж у него и
своя седа борода, а
гораздо почитает отца и
боится его. Да по писанию
и надобе так: бог любит
тех детей, которые
почитают отцов. Виждь,
слышателю, не страдал ли
нас ради Еремей, паче же
ради Христа и правды его?
А мне сказывал кормщик
ево, Афонасьева,
дощенника, - тут был, -
Григорей Тельной. На
первое возвратимся.
Отнеле 63 же отошли, поехали на войну. Жаль стало Еремея мне: стал владыке докучать, чтоб ево пощадил. Ждали их с войны, - не бывали на срок. А в те поры Пашков меня и к себе не пускал. Во един от дней учредил застенок и огнь росклал - хочет меня пытать. Я ко исходу душевному и молитвы проговорил; ведаю ево стряпанье, - после огня тово мало у него живут. А сам жду по себя и, сидя, жене плачющей и детям говорю: "воля господня да будет! Аще живем, господеви живем; аще умираем, господеви умираем". А се и бегут по меня два палача. Чюдно дело господне и неизреченны судьбы владычни! Еремей ранен сам-друг дорожкою мимо избы и двора моево едет, и палачей вскликал и воротил с собою. Он же, Пашков, оставя застенок, к сыну своему пришел, яко пьяной с кручины. И Еремей, поклоняся со отцем, вся ему подробну возвещает: как войско у него побили все без остатку, и как ево увел иноземец от мунгальских людей по пустым местам, и как по каменным горам в лесу, не ядше, блудил седмь дней, - одну съел белку, - и как моим образом человек ему во сне явился и, благословя ево, указал дорогу, в которую страну ехать, он же, вскоча,обрадовался и на путь выбрел. Егда он отцу россказывает, а я пришел в то время поклонитися им. Пашков же, возвед очи свои на меня, - слово в слово что медведь морской белой, жива бы меня проглотил, да господь не выдаст! - вздохня, говорит: "так-то ты делаешь? людей тех погубил столько!" А Еремей мне говорит: "батюшко, поди, государь, домой! молчи для Христа!" Я и пошел.
Десеть
лет он меня мучил или я
ево - не знаю; бог
разберет в день века.
Перемена ему пришла, и
мне грамота: велено
ехать на Русь. Он поехал,
а меня не взял; умышлял
во уме своем: "хотя-де
один и поедет, и ево-де
убьют иноземцы". Он в
дощенниках со оружием и
с людьми плыл, а слышал я,
едучи, от иноземцев:
дрожали и боялись. А я,
месяц спустя после ево,
набрав старых и больных
и раненых, кои там
негодны, человек с
десяток, да я с женою и с
детьми - семнадцеть нас
человек, в лодку седше,
уповая на Христа и крест
поставя на носу, поехали,
амо же бог наставит,
ничево не бояся. Книгу
Кормчию дал прикащику, и
он мне мужика кормщика
дал. Да друга моего
выкупил, Василия,
которой там при Пашкове
на людей ябедничал и
крови проливал и моея
головы искал; в ыную пору,
бивше меня, на кол было
посадил, да еще бог
сохранил! А после
Пашкова хотели ево
казаки до смерти убить. И
я, выпрося у них Христа
рада, а прикащику выкуп
дав, на Русь ево вывез, от
смерти к животу, - пускай
ево, беднова! - либо
покается о гресех своих.
Да и другова такова же
увез замотая. Сего не
хотели мне выдать; а он
ушел в лес от смерта и,
дождався меня на пути,
плачючи, кинулся мне в
карбас 64. Ано за ним
погоня! Деть стало негде.Я-су,
- простите! - своровал:
яко Раав блудная во
Ерихоне Исуса Наввина
людей, спрятал ево,
положа на дно в судне, и
постелею накинул, и
велел протопопице и
дочери лечи на нево.
Везде искали, а жены моей
с места не тронули, - лишо
говорят: "матушка,
опочивай ты, и так ты,
государыня, горя
натерпелась!" А я, -
простите бога ради, -
лгал в те поры и сказывал:
"нету ево у меня!" -
не хотя ево на смерть
выдать. Поискав, да и
поехали ни с чем; а я ево
на Русь вывез. Старец да
и раб Христов, простите
же меня, что я лгал тогда.
Каково вам кажется? не
велико ли мое согрешение?
При Рааве блуднице, она,
кажется, так же сделала,
да писание ея похваляет
за то. И вы, бога ради,
порассудите: буде
грехотворно я учинил, и
вы меня простите; а буде
церковному преданию не
противно, ино и так ладно.
Вот вам и место оставил:
припишите своею рукою
мне, и жене моей, и дочери
или прощение или
епитимию, понеже мы за
одно воровали - от смерти
человека ухоронили, ища
ево покаяния к богу.
Судите же так, чтоб нас
Христос не стал судить
на страшном суде сего
дела. Припиши же что-нибудь,
старец.
Бог да
простит тя и благословит
в сем веце и в будущем, и
подружию твою Анастасию,
и дщерь вашу, и весь дом
ваш. Добро сотворили
есте и праведно. Аминь.
Добро, старец, спаси бог на милостыни! Полно тово.
Прикащик
же мучки гривенок с
тридцеть дал, да коровку,
да овечок пять-шесть,
мясцо иссуша; и тем лето
питалися, пловучи.
Доброй прикащик человек,
дочь у меня Ксенью
крестил. Еще при Пашкове
родилась, да Пашков не
дал мне мира и масла, так
не крещена долго была, -
после ево крестил. Я сам
жене своей и молитву
говорил и детей крестил
с кумом с прикащиком, да
дочь моя большая кума, а
я у них поп. Тем же
образцом и Афонасья сына
крестил и, обедню служа
на Мезени, причастил. И
детей своих исповедывал
и причащал сам же, кроме
жены своея; есть о том в
правилех, - велено так
делать. А что запрещение
то отступническое, и то я
о Христе под ноги кладу,
а клятвою тою, - дурно
молыть! - гузно 65 тру.
Меня благословляют
московские святители
Петр, и Алексей, и Иона, и
Филипп, - я по их книгам
верую богу моему чистою
совестию и служу; а
отступников отрицаюся и
клену, - враги они божии,
не боюсь я их, со Христом
живучи! Хотя на меня
каменья накладут, я со
отеческим преданием и
под каменьем лежу, не
токмо под шпынскою
воровскою никониянскою
клятвою их. А што много
говорить? Плюнуть на
действо то и службу ту их,
да и на книги те их
новоизданныя, - так и
ладно будет! Станем
говорить, како угодити
Христу и пречистой
богородице, а про
воровство их полно
говорить. Простите,
барте, никонияне, что
избранил вас; живите, как
хочете. Стану опять про
свое горе говорить, как
вы меня жалуете-потчиваете:
20 лет тому уж прошло; еще
бы хотя столько же бог
пособил помучитца от вас,
ино бы и было с меня, о
господе бозе и спасе
нашем Исусе Христе! А
затем сколько Христос
даст, только и жить.
Полно тово, - и так далеко
забрел. На первое
возвратимся.
Поехали из Даур, стало пищи скудать и с братиею бога помолили, и Христос нам дал изубря, большова зверя, - тем и до Байкалова моря доплыли. У моря русских людей наехала станица соболиная, рыбу промышляет; рады, миленькие, нам, и с карбасом нас, с моря ухватя, далеко на гору несли Терентьюшко с товарыщи; плачють, миленькие, глядя на нас, а мы на них. Надавали пищи сколько нам надобно: осетров с сорок свежих перед меня привезли, а сами говорят: "вот, батюшко, на твою часть бог в запоре 66 нам дал, - возьми себе всю"! Я, поклонясь им и рыбу благословя, опять им велел взять: "на што мне столько?" Погостя у них, и с нужду запасцу взяв, лодку починя и парус скропав, чрез море пошли. Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись: не больно о том месте широко, - или со сто, или с осмьдесят верст. Егда к берегу пристали, востала буря ветреная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши 67, врата и столпы, ограда каменная и дворы, - все богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, - больши романовскаго луковицы, и сладок зело. Там же ростут и конопли богорасленныя 68, а во дворах травы красныя и цветны и благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем - осетры, и таймени 69, стерледи, и омули 70, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы 71 и зайцы великия в нем: во окиане море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, - нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу воздавал. А человек, суете которой уподобится, дние его, яко сень, преходят; скачет, яко козел; раздувается, яко пузырь; гневается, яко рысь; съесть хощет, яко змия; ржет зря на чюжую красоту, яко жребя; лукавует, яко бес; насыщаяся довольно; без правила спит; бога не молит; отлагает покаяние на старость и потом исчезает и не вем, камо отходит: или во свет ли, или во тьму, - день судный коегождо явит. Простите мя, аз согрешил паче всех человек.
Таже в
русские грады приплыл и
уразумел о церкви, яко
ничто ж успевает, но паче
молва бывает. Опечаляся,
сидя, рассуждаю: что
сотворю? проповедаю ли
слово божие или скроюся
где? Понеже жена и дети
связали меня. И виде меня
печальна, протопопица
моя приступи ко мне со
опрятством 72 и рече ми:
"что, господине,
опечалился еси?" Аз же
ей подробну известих:
"жена, что сотворю?
зима еретическая на
дворе; говорить ли мне
или молчать? - связали вы
меня!" Она же мне
говорит: "господи
помилуй! что ты,
Петровичь, говоришь?
Слыхала я, - ты же читал, -
апостольскую речь: "привязался
еси жене, не ищи
разрешения; егда
отрешишися, тогда не ищи
жены". Аз тя и с детьми
благословляю: дерзай
проповедати слово божие
попрежнему, а о нас не
тужи; дондеже бог
изволит, живем вместе; а
егда разлучат, тогда нас
в молитвах своих не
забывай; силен Христос и
нас не покинуть! Поди,
поди в церковь,
Петровичь, - обличай
блудню еретическую!" Я-су
ей за то челом и, отрясше
от себя печальную
слепоту, начах
попрежнему слово божие
проповедати и учити по
градом и везде, еще же и
ересь никониянскую со
дерзновением обличал.
В Енисейске зимовал и паки, лето плывше, в Тобольске зимовал. И до Москвы едучи, по всем городам и селам, во церквах и на торгах кричал, проповедая слово божие, и уча, и обличая безбожную лесть. Таже приехал к Москве. Три годы ехал из Даур, а туды волокся пять лет против воды; на восток все везли, промежду иноземских орд и жилищ. Много про то говорить! Бывал и в ыноземских руках. На Оби великой реке предо мною 20 человек погубили християн, а надо мною думав, да и отпустили совсем. Паки на Иртыше реке собрание их стоит: ждут березовских наших с дощенником и побить. А я, не ведаючи, и приехал к ним и, приехав, к берегу пристал: оне с луками и обскочили нас. Я-су, вышед, обниматца с ними, што с чернцами, а сам говорю: "Христос со мною, а с вами той же!" И оне до меня и добры стали и жены своя к жене моей привели. Жена моя также с ними лицемеритца, как в мире лесть совершается; и бабы удобрилися. И мы то уже знаем: как бабы бывают добры, так и все о Христе бывает добро. Спрятали мужики луки и стрелы своя, торговать со мною стали, - медведев 73 я у них накупил, - да и отпустили меня. Приехав в Тобольск, сказываю; ино люди дивятся тому, понеже всю Сибирь башкирцы с татарами воевали тогда. А я, не разбираючи, уповая на Христа, ехал посреде их. Приехал на Верхотурье, - Иван Богданович Камынин, друг мой, дивится же мне: "как ты, протопоп, проехал?" А я говорю: "Христос меня пронес, и пречистая богородица провела; я не боюсь никово; одново боюсь Христа".
Словарь старорусских слов и выражений
17 чтобы;
18 двадцать пять;
19 разврату, рукоблудию;
20 пепельного цвета;
21 потом;
22 огнестрельными орудиями, пушками;
23 куда;
24 евнуха;
25 а, ан;
26 хари, маски;
27 бреющего бороду;
28 теперь;
29 должно быть;
30 плеть, кнут;
31 шум, волнение, смятение;
32 неделю;
33 грамоту, распоряжение;
34 земные поклоны;
35 частокол, ограда из кольев, устраивавшаяся около города для его защиты; также самый город, то есть укрепленный административный пункт, не имеющий при себе посада;
36 дергают, бьют;
37 блюдце на подставке, на которое кладется вынутый из просфоры "агнец" (см.);
38 покров на церковных сосудах с "дарами";
39 сокращение слов "сударь", "государь";
40 тайно;
41 докучали, домогались;
42 чаша, кубок;
43 большая плоскодонная лодка с палубой;
44 (распоп) поп-расстрига;
45 дикий;
46 топор, кирка;
47 раздев;
48 промолвил, сказал;
49 уступа, глубоких обрыва в реке;
50 тяжко, грустно;
51 заложниками;
52 опять;
53 (однорядка) однобортный кафтан;
54 небольшой круглый хлебец, толстая лепешка;
55 гривенка - мера веса;
56 правило - частное богослужение, особые молитвы, произносимые как духовенством, так и мирянами;
57 частица из просфоры, вынимаемая в честь Иисуса Христа и, по учению православной церкви, в определенный момент литургии претворяющаяся в тело Христово;
58 сани для езды на собаках и на оленях;
59 (епитрахиль) часть облачения священника;
60 на колесах;
61 одинаково;
62 (борте) пожалуй, пусть;
63 с тех пор, как, когда, откуда;
64 большая перевозная лодка на четыре-десять весел;
65 зад;
66 плетень поперек реки для ловли рыбы;
67 летние холодные спальни;
68 взращенные богом;
69 байкальская щука, сибирский лосось;
70 рыба из рода лососей или сигов;
71 тюлени;
72 с осторожностью, деликатностью;
73 у купцов - залежавшийся товар;
Начало | Продолжение |