Виртуальная библиотека


 

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ

ОТСТАВКА КУТЛЕРА. ИНТРИГИ ПРАВЫХ

 Последние перипетии истории крестьянского вопроса довольно правильно изложены в маленькой статье, появившейся в одном из первых №№ “Вестника Европы” этого (1909) года. Самая серьезная часть русской революции 1905 г., конечно, заключалась не в фабричных, железнодорожных и тому подобных забастовках, а в крестьянском лозунге: “Дайте нам землю, она должна быть нашей, ибо мы ее работники”, лозунге, осуществления которого начали добиваться силою.

Но подлежит, по моему мнению, сомнению, что на почве землевладения, так тесно связанного с жизнью всего нашего крестьянства, т. е. в сущности России, ибо Россия есть страна преимущественно крестьянская, и будут разыгрываться дальнейшие революционные пертурбации в империи, особливо при том направлении крестьянского вопроса, которое ему хотят в последние столыпинские годы дать, когда признается за аксиому, что Россия должна существовать для 130 тыс. бар и что государства существуют для сильных (замечательные положения речей Столыпина).

Конечно, в этих положениях нет ничего нового, этими принципами государства жили еще до эпохи христианства. Это еврейская психология в устах quasi-русского либерального министра.

В первые недели после 17 октября, когда шло усиленное брожение и происходили вспышки в деревнях многих местностей России, когда крестьянство как будто выбилось из полицейского произвола и осталось без всякого регулирующего стимула, так как о какой-либо законности и нормальном правосудии, об институте собственности как базисе социального порядка современных государств, оно никогда не имело и не имеет твердых понятий, тогда многие дворяне, собственники земель, совсем потеряли головы.

Конечно, в числе их одним из первых был генерал Трепов. Как-то раз я приехал в Царское Село с докладом к его величеству; меня в приемной встречает Трепов, заводит разговор о сплошных восстаниях крестьянства и говорит мне, что для того, чтобы положить конец этому бедствию, единственное средство — это немедленное и широкое отчуждение помещичьих земель в пользу крестьянства. Я выразил сомнение, чтобы ныне, накануне созыва Государственной думы, после 17 октября можно было принять такую поспешную и мало обдуманную меру. Он мне ответил, что все помещики будут очень рады такой мере.

“Я сам,— говорит генерал,— помещик и буду весьма рад отдать даром половину моей земли, будучи убежден, что только при этом условии я сохраню за собою вторую половину”.

Государь мне во время доклада об этом по существу не говорил, но только передал записку с проектами, сказав:

“Обсудите эти предположения в Совете министров. Это записка и проект профессора Мигулина”.

Это была записка о необходимости принудительного отчуждения земель в пользу крестьянства, как мера, которую необходимо принять немедленно непосредственною волею и приказом самодержавного государя. Я, конечно, сейчас же понял, кто доставил эту записку государю (записка эта в копии и затем письмо профессора Мигулина ко мне на ту же тему хранятся в моих бумагах).

После доклада меня Трепов опять встретил и убеждал как помещик провести меру, предлагаемую в переданной мне записке, как можно скорее, покуда крестьянство еще не отняло всей земли от помещиков.

Кто такой профессор Мигулин? Это прежде всего муж дочери старого профессора финансового права Харьковского университета Алексеенко, затем бывшего попечителем учебного округа в Казани, человека умного и культурного, но гораздо более известного в качестве провинциального дельца, корректного, но не гнушающегося законными средствами наживы, нежели профессора экономиста-финансиста. Как такового имя его не перейдет в потомство даже дельцов города Харькова. Теперь Алексеенко член Государственной думы по выборному столыпинскому закону и финансовый столп октябристского (Гучковского) большинства в Думе. У него была дочь, богатая невеста, он ее выдал замуж за молодого харьковского присяжного поверенного Мигулина, человека способного, ловкого, публициста, затем как бы по наследству получившего кафедру от папаши своей супруги.

У Мигулина есть много написанных им книг, но нет ни одной, которая, могла бы иметь серьезную претензию на ученость. Это ловкие компиляции, памфлеты, в которых везде руководящий мотив: “я во что бы то ни стало хочу выплыть наверх”. В смутное время такие люди теряют равновесие и лезут то в одну сторону, то в другую, держатся правила, что если они не могут выплыть наверх прямо, то они должны искать обходных путей — “ищите и найдете”.

А все-таки Мигулин имеет марку молодого профессора финансового права, и если его ученость имеет комическое значение между людьми действительно не чуждыми науке, то он имеет все-таки некоторый престиж в буржуазной мелкой среде и между провинциальными львицами. Поэтому, как могло случиться, чтобы профессор Мигулин не пробрался к дворцовому коменданту Трепову?..

Предположение Мигулина мы рассмотрели в Совете министров, и все министры, а в том числе и министр земледелия Кутлер, отнеслись к нему отрицательно, находя, что это дело касается самого важнейшего нерва жизни русского народа и требует всестороннего рассмотрения, и после 17 октября, если какой-нибудь вопрос не может получить разрешения помимо Государственной думы и Государственного совета, то прежде всего этот вопрос. Но Совет тогда же решил по собственной инициативе уничтожить выкупные платежи, крайне обременявшие крестьянское население, а равно расширить приобретения Крестьянским банком посредством покупки от частных владельцев земель для распродажи таковых крестьянам. Меры эти Совет проектировал привести в исполнение немедленно указами его величества, а затем образовать комиссию под председательством министра (начальника главного управления) земледелия для обсуждения дальнейших мероприятий, могущих существенно помочь крестьянству, с тем, чтобы таковые внести в Государственную Думу.

Таким образом, последовали указы о расширении деятельности Крестьянского банка и уничтожении выкупных платежей. В это время боязнь в высших сферах, вызвавшая мысль об обязательном отчуждении частновладельческих земель, еще не , улеглась.

Тогда (в декабре) приезжал в Петербург гснграл-адъютант Дубасов, бравый, благородный и честный человек. Он приехал из Черниговской и Курской губерний, куда он был назначен с особыми полномочиями ввиду сильно развившихся там крестьянских беспорядков. Он явился ко мне и подробно рассказывал о положении дела и высказывался в том смысле, что лучше всего было бы теперь же отчудить крестьянам те помещичьи земли, которые они забрали, и на мое замечание, что на принудительное отчуждение не пойду без обсуждения дела в Государственной думе и Государственном совете после открытия этих учреждений, он высказал мнение, что теперь такою мерою можно успокоить крестьянство, а потом “посмотрите, крестьяне захватят всю землю, и вы с ними ничего не поделаете”.

Я еще недавно имел случай напомнить об этом разговоре Ф. В. Дубасову, и он заметил: “Действительно я тогда вам это говорил, я ошибся”. Едва ли, однако, кто знает Дубасова, может усомниться в его твердости, решительности и консерватизме. Через несколько недель в январе, благодаря естественному ходу вещей и постепенному общему успокоению, явно начало замечаться затихание смуты и в деревнях.

Как это обыкновенно бывает в особенности с лицами мужественными и твердыми только на словах, одновременно начали меняться и мнения, вызванные растерянностью. О необходимости обязательного отчуждения в пользу крестьян (или дополнительном наделе) сначала перестали говорить, потом начали выражать сомнение в целесообразности этой меры и, наконец, самую идею принудительного отчуждения хотя бы за плату начали признавать преступною, а тех, которые придерживаются такой ереси,—революционерами.

Через несколько времени после того, как был отвергнут Советом проект профессора Мигулина об обязательном отчуждении, патронируемый генералом Треповым, была образована комиссия под председательством министра Кутлера. Как-то раз после заседания Совета Кутлер мне сказал, что чем глубже он занимается вопросом о дальнейших мерах по крестьянскому землевладению, тем больше он приходит к убеждению в неизбежности некоторого принудительного платного отчуждения в пользу крестьян и спрашивал меня, что я думаю по этому предмету. Я ответил, что если можно будет решиться на такую меру, то разве только как на исключение.

Через несколько дней после обеда я нашел на своем рабочем столе пакет от Кутлера с экземплярами, оттиснутыми посредством копировальной бумаги, главных оснований предварительного проекта комиссии его об улучшении крестьянского землевладения.

Так как его величеству было угодно высказываться о необходимости поспешить всеми мерами, относящимися до крестьян, конечно, с целью их успокоения, то я сейчас же распорядился разослать по экземпляру присланную работу комиссии Кутлера членам Совета министров и членам Государственного совета, Ермолову, Шванебаху, как бывшим министрам земледелия, а также члену Государственного совета почтеннейшему старцу Петру Петровичу Семенову, как ближайшему сотруднику графа Ростовцева при освобождении крестьян, затем все время занимающемуся крестьянским вопросом, последнему могикану по освобождению крестьян. Один же экземпляр присланного проекта я оставил у себя на столе. Поздно вечером, очистив свой служебный стол, я взял проект комиссии Кутлера, чтобы его просмотреть, и заметил, что в нем довольно сильно и решительно проведена мысль о платном принудительном отчуждении части частновладельческих земель в пользу малоземельных крестьян. Такой проект, после того, как еще так недавно Совет министров отнесся отрицательно к подобному, хотя более решительному, проекту Мигулина, мне показался по меньшей мере несвоевременным, тем более, что я уже заметил быструю в отношении этого вопроса перемену направления в высших сферах и вообще в растерявшихся некоторых кругах дворянства, легко переходящих от “караул” к “ура”.

Поэтому я позвал к себе дежурного чиновника и просил его приостановить рассылку проекта комиссии Кутлера. Чиновник мне доложил, что проект уже развозится; я приказал вытребовать его обратно и попросить ко мне завтра утром Кутлера.

На другой день утром я передал Кутлеру, что считаю неудобным подвергать обсуждению в Совете проект его комиссии, что я уверен, что если даже сочувствовать этой идее, то самые предположения комиссии так не разработаны, что не могут подлежать обсуждению. Затем я его спросил, принял ли он меры, чтобы работа не пошла гулять и не послужила удобным предлогом для всяких интриг и возбуждений.

Кутлер особенно не настаивал на предположениях комиссии, но просил меня хотя бы в частном совещании Совета министров обменяться мыслями относительно оснований проекта комиссии, находящейся под его председательством, так как, не зная, на каких основаниях Совет министров остановится, он не может разрабатывать какого бы то ни было проекта; что же касается вопроса моего, принял ли он меры, чтобы эта сырая работа комиссии не послужила основанием для интриг, то он на это ничего ответить не мог, так как, видимо, ему и в голову не приходила эта мысль.

Частное заседание Совета состоялось очень скоро, и на этом заседании все министры высказались против мысли о принудительном отчуждении частновладельческих земель как мере для увеличения крестьянского землевладения, причем как главный довод всеми выставлялся принцип неприкосновенности и “святости” частной собственности; я присоединился к заключениям моих кол-лог, но выразил сомнение в возможности объяснить народу неосуществимость принудительного отчуждения частновладельческих земель после того, как все великое освобождение крестьян было основано на этом принципе платного принудительного отчуждения; такая мера в настоящее время, по моему мнению, невозможна, потому что она способна окончательно поколебать и без того расшатанное войной и смутою финансовое и экономическое положение России.

Я говорил, что я буду поддерживать основание проекта, представленного Кутлером, только тогда, если он докажет, что то, что он предлагает, не обессилит Россию. Кутлер высказал, что он тоже думает, что принудительное отчуждение, им предлагаемое, может отрицательно повлиять на теперешнее экономическое состояние России, но что по его мнению это единственное средство устойчиво и не кратковременно успокоить крестьянство.

Но вообще он особенно настойчиво проект комиссии не защищал. Затем Совет поручил Кутлеру переработать прост комиссии, им председательствуемой, причем решил назначить в комиссию новых членов из других ведомств кроме членов ведомства земледелия. Тогда же было решено назначить из министерства финансов А. П. Никольского (управлявшего всеми сберегательными кассами, много занимавшегося крестьянским вопросом), из министерства внутренних дел — Гурко (товарища министра внутренних дел), т. е. таких влиятельных членов, которые были известны как решительные противники принудительного отчуждения.

Кутлер против этих решений не возражал и согласился переработать проект. После заседания я еще говорил с Кутлером, он меня благодарил за то, что я ему дал возможность обменяться мыслями с коллегами и отнесся к принятым решениям вполне доброжелательно.

Замечательно, что на другой день я получил от П. П. Семенова записочку (она, вероятно, хранится в моем архиве), в которой он сочувственно отнесся к проекту Кутлера.

Через несколько дней после сказанного заседания Совета министров я получил от государя записочку, требующую присылки проекта Кутлера о крестьянском устройстве и принудительном отчуждении. Я ответил его величеству, что такого проекта нет, что был составлен, гак сказать, набросок (я его приложил к моему ответу), который рассматривался в частном совещании министров, и что все министры и я высказались против всякого проекта, основанного на принудительном отчуждении, точно так, как мы высказались против такого же проекта профессора Мигулина, переданного нам некоторое время тому назад его величеством, что Кутлер согласился с этим заключением и теперь комиссия в другом составе под его же председательством перерабатывает проект.

Затем, при одном из ближайших личных докладов государь соизволил заговорить со мною о просчете Кутлера и сказать, что против Кутлера все восстают, и что он желал бы, чтобы вместо Кутлера был другой министр. Я просил государя в случае ухода Кутлера назначить его членом Государственного совета, против чего его величество препятствий не встретил. Но не успел я возвратиться из Царского Села в Петербург, как получил собственноручную записочку государя, в которой он соизволил мне сообщить, что считает неудобным назначить Кутлера членом Государственного совета.

Через несколько дней при личном докладе, когда возобновился разговор об уходе Кутлера, я просил его величество назначить его по крайней мере сенатором. Его величество соизволил согласиться, но как только я возвратился домой, я снова получил высочайшую записку, в которой сообщалось, что, обдумав, он нашел неудобным назначить Кутлера и сенатором, причем мнение это высочайше мотивировалось.

Это меня вынудило написать государю 2 февраля следующее письмо, случайно сохранившееся у меня в копии:

“Вашему императорскому величеству благоугодно было мне сообщить, что назначение Кутлера в сенат столь же нежелательно, как и оставление его в настоящей должности, и что следует отстать от привычки набивать Государственный совет и сенат бывшими министрами. Вместе с том вашему величеству благоугодно указать, что в этом случае пример западных государств поучителен и полезен и что при переменах министров необходимо приобрести навык в этом направлении. Мне кажется, что было бы весьма полезно, как в отношении назначений и увольнений министров, так и вообще в отношении организации государственной службы, многое заимствовать из законов и практики западных государств, попри этом не следует упускать из виду, что в западных государствах все эти порядки вытекают из конституционного устройства и определяются или положительными законами или конституционною практикою. У нас же государство правится самодержавным монархом, и потому наша практика была совершенно иная. Но какою системою ни руководствоваться, всякая система должна иметь в своей основе справедливость, ибо только справедливостью определяется тот или другой образ действий. Кутлер до назначения министром занимал с успехом место товарища министра внутренних дел и товарища министра финансов и принял пост министра, подчиняясь велению вашего величества.

Обыкновенно товарищи министров назначаются в сенат, а иногда и в Государственный совет, как, например, недавно Рухлов, очень недолго служивший, назначен членом Государственного совета и бывший весьма недолго директором департамента полиции Гарин (ушедший вместе с Треповым) назначен сенатором. Поэтому я думал, что, ходатайствуя о назначении Кутлера сенатором, я не выходил из рамок возможного и справедливого.

Угодно ли вашему императорскому величеству, чтобы я передал Кутлеру о том, чтобы он подал прошение об отставке, или вам благоугодно это сделать другим путем?”

Государь мне изволил ответить, что он признает дальнейшее пребывание Кутлера во главе ведомства нежелательным, и потребовал представить ему список намеченных мною кандидатов.

Я попросил Кутлера прийти ко мне и сказал ему, что ввиду целого ряда недоразумений, вызванных его проектом о принудительном отчуждении, я советую ему написать прошение об отставке. Кутлер тут же написал прошение и затем я с ним расстался (февраль 1906 г.) и встретился только теперь перед выездом из Петербурга (июль 1909 г.) у графини Гудович но се личным долам. Он сначала был уверен, что я заставил его подать в отставку, а также, что я его должным образом не защищал. Теперь, кажется, он знает, что я его защищал, но, вероятно, убежден, что недостаточно.

Таким образом лица в известном положении, в котором я так долго находился, делают себе недоброжелателей, а иногда и врагов...

Прошение его я отправил к его величеству, а затем был у государя с докладом. Я просил назначить Кутлеру пенсию, и его величество милостиво сейчас же изволил согласиться назначить пенсию в 7 тыс. руб. в год. Государь высказал мне, что он желал бы, чтобы Кутлера заменил его товарищ (помощник) по министерству Кривошеин. При этом указании его величества я сразу понял, откуда все идет, а потому высказался о назначении Кривошеина отрицательно. Государь соизволил заметить, что не потому ли я против Кривошеина, что мысли его консервативны. Я ответил его величеству:

“Ваше величество, вы сами Кривошеина не знаете, а хотите его назначить по рекомендации лиц неответственных; я даже не могу допустить в министерство, в котором я председательствую, лиц, делающих себе карьеру не прямыми путями. Я готов, чтобы на место Кутлера был назначен человек с наиконсервативнейшими взглядами, но если он исповедует эти взгляды по убеждению, а не из-за выгоды и карьеризма”.

На это государь спросил:

“Кого же вы могли бы из таких лиц рекомендовать?”

Я ответил: “Например Федора Самарина, я его лично не знаю, вероятно, мы во многом расходимся с ним, но он пользуется общею репутацией политически честного и убежденного общественного деятеля, и я уважаю его имя”.

На это государь мне ответил:

“На Самарина и я соглашусь; покуда же пусть Кутлер сдаст должность Кривошеину”.

Видя, что я этого опасаюсь, он добавил:

“Успокойтесь, временно, покуда не будет назначен постоянный”.

Я Кривошеина знал давно, с 80-х годов, когда он еще был юрисконсультом Донецкой железной дороги, каковое место получил потому, что сроднился с московским купечеством, женившись на одной из Морозовых. Ничего дурного о Кривошеине я не знал и не знаю, считал и считаю его трудолюбивым, очень неглупым человеком, но карьеристом и карьеристом очень ловким.

У нас очень долго был домашним доктором корпусный врач пограничной стражи, тайный советник Шапиров, который поэтому был довольно близкий в нашем семействе. Он был женат на сестре вдовы начальника Военно-медицинской академии Пашутиной, которая была очень дружна с Кривошеиным. Там с ним Шапиров часто виделся. Кривошеий был назначен товарищем главноуправляющего земледелием еще при Шванебахе, а затем, конечно, остался и при Кутлере его товарищем. Шапиров после 17 октября иногда рассказывал некоторые факты, касающиеся Трепова. Я его как-то спросил: “Откуда вы это знаете?” Он ответил, что от Кривошеина, и объяснил, что Кривошеин через одного из своих бывших сослуживцев по министерству внутренних дел Трепова (директора департамента общих дел министерства внутренних дел при Сипягине и затем из-за какой-то денежной истории переведенного с этого поста таврическим губернатором, ныне, конечно, назначен членом Государственного совета, как ультраправый), близко сошелся с генералом Треповым и иногда ездит к нему в Царское Село...

Я просил Самарина приехать в Петербург и сделал ему предложение занять пост министра земледелия. По этому случаю я имел довольно продолжительное объяснение с Самариным, который мне честно и с его точки зрения толково объяснил, что, с одной стороны, он считает 17-е октября как несомненное введение в России конституции актом гибельным, ибо он исповедует идеи славянофильства (Аксаков, Самарин – 60-е годы), а потому не может сделаться членом моего министерства, а во-вторых, его здоровье и недостаточность его знаний и опыта не позволяют ему принять такой важный и ответственный пост. я его уговаривал, но безуспешно. В заключение я просил Самарина написать мне причины его отказа, так как я должен буду наш разговор передать государю и могут быть -–как со стороны его величества, так и его – сомнения, все ли и точно ли я передал причины его отказа. Самарин мне прислал письмо, в котором он высказывает причины отказа так, как их мне передавал, и я в тот же день письмо это отправил государю. Затем я больше никогда с Самариным наедине не виделся. Он был избран от дворянства в Государственный совет, и там как-то раз я с ним говорил. Это было в первую Думу. Он все революционные эксцессы приписывал 17-му октября, а я выражал мнение, что при бывших и данных обстоятельствах в нем Россия только и могла найти спасение. Но этот благородный человек остался верен себе. Известно, что министерство Столыпина по статье 87-й издало основание крестьяноустройства, в корне нарушившее так называемую конституцию. Статья эта помещена в основные законы, изданные в мое министерство, поэтому я имею право думать, что я могу знать ее смысл. Ее смысл не дает основания ни малейшему сомнению, что она дает право, помимо Думы, принимать в экстраординарных случаях только такие меры, которые экстренны и которые могут быть отменены. Ни одному из этих условий не отвечает тот предмет, которого касается указ 9 ноября, изданный по статье 87-й. Крестьянский вопрос, ждавший десятки лет, мог подождать несколько месяцев, и очевидно, что раз начав применять новые основания землепользования крестьянами с явным нарушением общинного пользования, то будет затем невозможно перейти к прежним порядкам, не водворивши окончательного сумбура. Кроме того, правила, установленные указом 9 ноября, в корне нарушили всю территорию славянофильства, основанную на особого рода общественных (общинных) порядках, будто бы социально составляющих особенность и суть русской крестьянской жизни. Когда приближалось время, что указ этот должен был пройти через Думу, и было ясно, что услужливая Дума, в качестве отделения столыпинской канцелярии, примет основания этого указа, а следовательно дело дойдет до Государственного совета, то Самарин, с одной стороны, чтобы не насиловать своих убеждений, а с другой — не подавать голоса против оснований, санкционированных царем, которые царь, по-видимому, признает до сих пор правильными (если только царь может сознательно разобраться в этом вопросе; я, конечно, знаю, что не может и говорит свои суждения с чужих нот), отказался от звания члена Государственного совета.

После отказа Самарина я на словах предлагал его величеству назначить министром земледелия Ермолова, бывшего при Бунге директором департамента неокладных сборов, затем моим товарищем (очень недолго), когда я стал министром финансов, и потом назначенного Александром III министром земледелия и бывшим на этом посту до 1904 г., каковой он оставил не по своему желанию, а вследствие интриг своего товарища Шванебаха и Горемыкина, будучи признан чересчур либеральных идей. Этот Ермолов — министр Александра III — чистейший и благороднейший человек, но тип образованного, либерального и маловольного чиновника, из каждой ноты коего течет либеральный мед, так хорошо приготовлявшийся в последние десятилетия в Царскосельском лицее (что на Каменноостровском проспекте). Теперь он один из корифеев центра Государственного совета, статс-секретарь его величества и им до известной степени жалуемый. Государь на это не согласился. Я предлагал назначить начальника уделов князя Кочубея, большого землевладельца, весьма консервативного, но порядочного человека. Он, кажется, отказался. Тогда я предлагал кого-либо из товарищей других министров (кроме министерства земледелия), не чуждого поместной земледельческой жизни, например, товарища министра внутренних дел князя Урусова. Государь на это не соизволил. Я просил подумать и переговорить с другими министрами. Между тем, интрига уже в это время шла вовсю. Может быть благодаря ей Трепов и многие другие, с испуга желавшие провести манифестом принудительное отчуждение (мигулинский проект) — предположение неосуществленное только потому, что я и затем мои коллеги (в том числе и Кутлер) по различным причинам признавали это невозможным и во всяком случае несвоевременным, затем, сами испугавшись своих радикальных проектов, внушенных трусостью, чтобы загладить свою вину и получить более солидную марку благонадежности и верности “истинно-русским началам”, рады были свалить всю ересь на Кутлера и возопить “ату его!”

До меня доходили почти ежедневно от лиц, мне более или менее преданных или сочувствующих, что государю постоянно подаются большею частью через генерала Трепова доносы и различные записки и, по мере того, как шло успокоение и уменьшалась трусость, эти записки имели при дворе все больший и больший вес.

В январе по железным дорогам делал инспекционную поездку министр путей сообщения и, возвратясь в Петербург, мне передал, что по России ходит для подписи между крупными землевладельцами записка, в которой предъявляются относительно Кутлера, министра финансов шипова (совершенно правого по убеждениям, но, конечно, не черносотенного), Путилова (товарища его, управляющего Дворянским и Крестьянским банком) обвинения в революционных замыслах и требование смены моего министерства. В это время мои отношения с его величеством уже были натянуты до крайности и я ocтaвaлcя на своем посту только из-за преданности к монархическому принципу; все это будет более ясно, если мне удастся окончить эти наброски. Но каковы были мои отношения, видно из следующего моего письма, сохранившегося у меня в копии, которое я тогда написал государю: “При сем имею честь представить вашему императорскому величеству петицию (ее можно найти в моих архивах), которая ходит по рукам землевладельцев для собирания подписей. Она напечатана в Киеве, хотя инициатива ее появления, конечно, исходит из Петербурга. О замыслах сей петиции мне передавали несколько недель тому назад, а теперь мне передал ее приехавший с юга К. С. Немешаев. Конечно, я мог бы узнать о ее авторах и ее инициаторах, но я считаю излишним тратить на это время, тем более, что мне, как и всем живущим общественною жизнью, известно, что инициатива этого дела исходит от так называемой у нас в Государственном совете “черной сотни Государственного совета”. А затем плодотворная мысль такой петиции принадлежит ли графу А. П. Игнатьеву, Стишинскому или Штюрмеру, или Горемыкину, или Абазе, это совершенно безразлично.

Впрочем, я думаю, что эта почтенная компания не добивается стать у власти, так как им нежелательно ставить в игру свои особы, а потому они предпочитают действовать и распространять всякую ложь из-за кустов в петербургских гостиных и посредством преданной им прессы.

Записка, которая была приложена к этому докладу, довольно длинная, и начинается так: “Пережив продолжительный период революционной смуты и правительственного безвластия, постепенно возраставших, невзирая на великодушно дарованные подвластным скипетру вашему народам вольности, вся Россия с надеждою взирала на энергичные и разумные мероприятия, которые министр внутренних дел (Дурново) совместно с министром юстиции (Акимовым) и при самоотверженном содействии верных престолу и отечеству войск предпринимал (?) в делах восстановления законности и порядка в стране”.

Из этого введения уже ясно, откуда записка шла. Затем излагаются всякие страхи, грозящие землевладельцам от земельных проектов.

“Великую смуту как среди землевладельцев, так и среди крестьян (?),— говорит в одном месте записка,— внес опубликованный в печати слух о существовании законопроекта, выработанного одним из ближайших сотрудников графа Витте, действительным статским советником Кутлером, по которому предполагается установить максимальные нормы землевладения, с обязательным отчуждением в пользу крестьян всех частновладельческих земель, превышающих означенные нормы”. (Конечно, такого проекта не существовало, и авторы записки отлично это знали.)

“Трудно допустить,— говорится еще далее в записке,— чтобы лица, приявшие из рук вашего величества бразды правления, обладали недостаточными знаниями и житейскою опытностью, а потому немудрено, что в обществе раздаются голоса, утверждающие, будто бы утопические законопроекты кабинета графа Витте вырабатываются с затаенною целью неудавшуюся среди городов и рабочих классов революцию перенести в села и в деревни”.

В заключение, между прочим, говорится: “Считаем священным долгом верноподданных удостоверить перед вашим величеством, что нынешнее правительство, олицетворяемое главою его, графом Витте, не пользуется доверием страны и что вся Россия ожидает от вашего величества замены этого всевластного сановника лицом более твердых государственных принципов и более опытного в выборе надежных и заслуживающих народного доверия сотрудников”.

Наконец, около 10 февраля 1906 г., когда уже интрига против меня со стороны крайних правых успела окрепнуть, а левые в безумном стремлении считать недостаточным то, что было дано 17 октября и последующими действиями моего министерства, шли против меня, лишая меня поддержки, вследствие чего мое положение пошатнулось, я получил от его величества не то повеление, не то предположение назначить министром торговли и промышленности Рухлова, а земледелия — Кривошеина. О последнем я уже говорил ранее. Что же касается Рухлова, то это умный и дельный, но малокультурный в европейском смысле чиновник; по политическому образу мыслей это — “чего изволите”. Он был помощником Коковцова, когда Коковцов был статс-секретарем Государственного совета по департаменту экономии Государственного совета. Когда Коковцова я взял к себе, будучи министром финансов, в товарищи,— Рухлов занял его место. Когда же, опять-таки благодаря моему ходатайству, Коковцов сделался государственным секретарем, то Рухлов хотел, чтобы я его взял в товарищи, о чем со мною заговаривал граф Сольский, но я уклонился от этого шага.

Через некоторое время, когда у меня опять освободилось место товарища, я во внимание к просьбе графа Сольского передал ему, что я готов взять в товарищи Рухлова, но тогда Рухлов от этого назначения уклонился, чему я был весьма рад. Когда образовалось пресловутое главное управление мореходства с главноуправляющим (министром) великим князем Александром Михайловичем, то он взял к себе товарищем прославившегося в дальневосточной авантюре Абазу, а когда контр-адмирал Абаза получил пост управляющего делами Дальнего Востока, комитета, который был последним этапом, приведшим нас к Японской войне, то вместо него был назначен, вероятно, по рекомендации того же графа Сольского — Рухлов. Это назначение было по нем; как умный человек он, конечно, не мог не сознавать всю, вежливо выражаясь, не пахучую розами несостоятельность этого нового министерства, как угодливый человек он готов был преклоняться перед малейшими желаниями своего великокняжеского шефа, а как хороший чиновник он все-таки во внешних отношениях соблюдал принятые формы и давал видимость серьезности этому весьма несерьезному министерству.

Записочка его величества, в которой я извещался, что он предполагает назначить министром земледелия Кривошеина, а министром торговли Рухлова, меня так взорвала, что я решился послать прошение об отставке и, желая быть корректным в отношении моих коллег, созвал их, чтобы им об этом заявить. Они начали меня уговаривать остаться, каждый из них приводя свои доводы. После долгих разговоров я решил послать государю следующий доклад, при них редактированный: “Все нарекания, обвинения и излобления за действия правительства направляются прежде всего на меня. Это естественно вытекает из закона о Совете министров, хотя закон этот в точности не исполняется, и я часто узнаю о весьма серьезных и печальных мерах, в особенности местных властей, из газет. Все это ставит меня в крайне трудное положение, которое я покуда выношу, несмотря на мою усталость и нездоровье, ввиду критического положения государства по долгу присяги вашему императорскому величеству и любви к родине. Но я и теперь лишен возможности должным образом объединять действия правительства.

Между тем, в скором времени предстоит открытие Думы, перед которой и преобразованным Государственным советом я буду поставлен в тяжкую необходимость давать объяснения за действия, к которым я непричастен, за принятие мер, которые я привести в исполнение не имею возможности, и по проектам, которых я не разделяю.

При сложившемся порядке вещей совершенно невозможно правительство, которое, если не однородно по убеждениям, то по крайней мере, солидарно по взаимным друг к Другу отношениям. Я не имею ни к Кривошеину, ни к Рухлову тех элементарных чувств, которые давали бы мне возможность с ними работать. Относительно Кривошеина я имел честь всеподданнейше докладывать вашему величеству, и вам благоугодно было дважды высочайше передавать мне, что он будет заведовать главным управлением только несколько дней. Вследствие получения мною сегодня предположения вашего величества о назначении Кривошеина главноуправляющим земледелием, а Рухлова министром торговли, я счел необходимым проверить свои взгляды на сказанных лиц посредством обмена мыслей со всеми членами Совета.

Сегодня же собрались у меня на частное совещание все министры, и по обсуждении дела мы единогласно пришли к заключению, что Кривошеин и Рухлов не могут удовлетворить ныне тем условиям, которые необходимы для занятия предположенных для них постов, и что па-значение их в министерство совершенно затруднит дальнейшее ведение дел в Совете, а меня поставит в еще более тяжкое положение, посему все министры уполномочили меня всеподданнейше довести о вышеизложенном до сведения вашего величества и просить дать возможность правительству, без расстройства его состава, довести возложенную на него крайне трудную задачу до созыва Государственной думы”.

Доклад этот был послан 12 февраля и того же дня был возвращен с высочайшей резолюцией: “Кто же ваши кандидаты за исключением отвергнутых мною?” Собственно говоря, никто его величеством отвергнут не был. Кутлера его величество не согласился оставить, несмотря на мою просьбу его оставить на посту главноуправляющего земледелием, Самарин, на которого я указал и его величество согласился, сам отказался, мельком я говорил о назначении товарища министра внутренних дел князя Урусова, будущего кадета, и его величество оставил это указание без ответа, а что касается министра торговли, то я никого не предлагал, и потому его величество никого не отвергал.

Еще дней за 9 или 10 был у нас доктор Шапиров, который говорил, что Кривошеин очень просит согласиться на его назначение министром земледелия, о чем я получу сообщение государя. Затем и я получил вышеупомянутое сообщение. Для меня было ясно, что покуда я буду представлять кандидатов, которые будут нетерпимы Кривошеиным, Трепов будет их хулить и, таким образом, Кривошеин будет продолжать управлять министерством. Вследствие сего я решил предложить назначить А. Никольского (ныне члена Государственного совета), который служил со мною или при мне со времен комиссии графа Баранова (конец 70-х и начало 80-х годов), будучи все время и постоянным сотрудником “Нового времени”. Он мною, когда я был министром финансов, был назначен управляющим всеми сберегательными кассами, каковое место занимал и в 1906 г., оказывал мне живое сотрудничество, когда я был председателем сельскохозяйственного совещания, так внезапно закрытого высочайшим указом, а с 1904 г., т. е. со времени освободительного движения, стал резко на консервативную точку, которую постоянно поддерживал в “Новом времени”.

Никольский в особенности много писал о крестьянском вопросе, близко знавши этот вопрос как теоретически, так и практически (кажется, он сам из крестьян). Против него не нашли никаких возражений, вероятно потому, между прочим, что он был в хороших отношениях с Кривошеиным. Его величеству угодно было согласиться на назначение Никольского, но не министром, а управляющим министерством.

На пост министра торговли я предложил товарища Тимирязева по министерству торговли Федорова, который был назначен лишь управляющим министерством и оставался на этом посту до моего ухода. Он давно служил в министерстве финансов, сначала в качестве помощника редактора “Вестника финансов, торговли и промышленности”, затем — редактора этого журнала, потом он был начальником отдела торговли и промышленности министерства финансов, а затем, когда образовалось министерство торговли после 17 октября,— то товарищем министра торговли. Тогда же, когда я решил назначить министром Тимирязева, он меня предупреждал о его беспринципности, политической хитрости и пустоцветности. Сам Федоров очень чистый, знающий человек, весьма культурный, но не в европейском смысле, либерал и бессеребренник. Он не впадал в крайности и был против программы кадетов о земельном устройстве, а потому и расходился со взглядами Кутлера в последних стадиях его министерской деятельности.

Когда я ушел и образовалось министерство Горемыкина, то ему было предложено занять пост министра в этом министерстве, т. е. из управляющего министерством сделаться министром, но он отказался, заявив, что не разделяет взглядов Горемыкина и большинства членов его министерства. Он вышел в отставку и начал издавать газету, которая, конечно, при произвольности режима Столыпина существовать долго не могла. Теперь он не у дел. Замечательно, что государь хотел, чтобы в мое министерство перед открытием Государственной думы вступили Кривошеин и Рухлов, между тем, когда я ушел перед открытием Думы и образовалось министерство Горемыкина, то даже в это министерство они не вошли; место главноуправляющего земледелием занял Стишинский, а министра путей сообщения Шауфус.

Когда распустили первую Думу и образовалось министерство Столыпина, то и тогда эти господа не вошли в министерство и нужно было несколько лет, в течение которых Столыпина выкрасили сажей, чтобы наконец Кривошеий занял место главноуправляющего земледелием, а Рухлов — министра путей сообщения, хотя он имел в своей жизни отношение к путям сообщения вообще и железнодорожному делу в особенности, как я к медицине. Мне остается объяснить, почему я не желал, чтобы Рухлов вошел в мое министерство. Прежде всего потому, что Рухлов это человек великого князя Александра Михайловича, и государь его знал только потому, что он был товарищем великого князя, когда его высочество был главноуправляющим мореходством.

Таким образом, ко всем закулисным интригам я рисковал прибавить, пожалуй, одну из наиболее рафинированных. Затем, сама личность Рухлова такого свойства, что не могла внушать симпатии во мне, а в то время и в большинстве политических групп. Тогда она не могла внушать симпатии даже у черносотенцев, так как тогда Рухлов, конечно, не был бы с ними потому, что при мне они не имели и не могли иметь значения, не соответствующего их силе. Их сила и теперь основывается на физической силе правительства. Ведь и палач силен только потому, что он защищен оружием! Чтобы охарактеризовать физиономию г. Рухлова, я приведу маленький рассказ.

В прошедшую жизнь я несколько раз встречался с графом Потоцким, женатым на княжне Радзивилл (дочери генерал-адъютанта Вильгельма I), с отцом которого, наместником Галиции (Краков), я еще был знаком. Этот граф Потоцкий — русский подданный, так как владеет громадным майоратом в Волынской губернии около Шепетовки (станция на Юго-Западных железных дорогах). Он давно хлопочет о проведении железной дороги от Шепетовки к Проскурову. Наконец образовалась компания, во главе которой стал граф Потоцкий. Была целая история, покуда это дело прошло через Совет министров и департамент Государственного совета. Столыпин, выдвинув на первый план своеобразный принцип русского национализма, в силу которого, чтобы быть верным сыном своей родины, великой Российской империи, и верноподданным государя, нужно иметь фамилию, оканчивающуюся на “ов”, быть православным и родиться в центре России (конечно, еще лучше, если патриот может представить доказательство, что он если не убил, то по крайней мере искалечил несколько мирных жидов), поддерживаемый некоторыми другими членами министерства, делал препятствия ввиду того, что главою дела состоял граф Потоцкий — поляк.

Наконец, Совет разрешил образовать компанию на акциях с гарантированным облигационным капиталом и с тем, чтобы были введены в устав различные ограничения относительно участия в обществе и службе на железной дороге лиц “нерусского происхождения”. Министерству путей сообщения соответственно сим решениям было поручено составление устава.

Вот граф Потоцкий и отправился представиться министру п. с. Рухлову и объясниться относительно пределов ограничения участия в деле лиц нерусского происхождения. Как раз в этот день я случайно обедал у одного знакомого с графом Потоцким. После обеда он мне сказал: “Какой у вас, однако, странный министр путей сообщения. Сегодня я к нему являлся и затем заговорил об уставе дороги Шепетовка — Проскуров. Оказывается, что он намеревается не ограничить, как то постановил Совет министров, участие лиц нерусского происхождения в этом деле, а совсем их исключить, находя это участие опасным в политическом отношении в этом крае. Я его спросил: “Ваше в-во, изволите ли вы знать этот край? Вы, вероятно, судите по неверным сообщениям”. На это господин министр мне ответил: “Нет, я сам служил в этом крае. Я служил помощником смотрителя тюрьмы в Летичеве”. На что я позволил себе,— заключил граф Потоцкий,— почтительно заметить его высокопревосходительству, что он, вероятно, знаком только с клиентами того заведения, в управлении которого он принимал участие, а не с жителями этого края вообще”.

Чтобы надлежаще оценить тон моего всеподданнейшего доклада о довольно неожиданном предложении государя назначить главноуправляющим земледелием Кривошеина и министром путей сообщения Рухлова, нужно не забывать, что к концу января 1906 г., когда высшие классы и камарилья двора почувствовали, что благодаря 17 октября и последовавшим мерам столь казавшаяся страшною революция уже значительно утеряла в своей страшности, интрига против меня уже пошла вовсю, и государь в свою очередь, чувствуя, что гроза как бы пролетела, уже начал со мною менее церемониться или, точнее говоря, уже допускал мысль, что теперь, пожалуй, и без меня справятся.

Я же с своей стороны остался тем, чем был, т. е. не умеющим склоняться и в лавировании по ветру искать свою фортуну. Образчиком существовавших отношений служил вышеприведенный всеподданнейший доклад.

Из приведенного одного штриха тех интриг, которые в то время творились, и того аллюра, с которым я к ним относился, видно, что я был очень нужен, если еще после этого оставался вопреки моему желанию два месяца у власти. Действительно, покуда я не заключил небывалый по своим размерам внешний заем (а без меня его бы никто не заключил) и не обеспечил быстрый возврат армии из Забайкалья, все находилось на острие, а когда это я сделал и собрал Государственную думу, то, как говорится, всякий дурак уже справился бы с русской революцией 1905 г.

Когда я видел, к чему камарилья ведет государя, а я знал хорошо государя и понимал, что ему этот путь мил, то уже в феврале заговорил о том, чтобы его величество меня отпустил, к тому же действительно я уже тогда был болен. Но государь сам и через генерала Трепова просил меня не уходить и во всяком случае окончить дело займа и сбора Думы .