правительство 

Конституция РФ посвящает Правительству РФ главу 6 (110). Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть (ч. 1 ст.110) на территории РФ. Процедура формирования Правительства состоит из двух стадий. На первой стадии Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы (ст.111, ч.1). Это означает, что предложенная Президентом кандидатура подлежит утверждению Государственной Думой. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч.3 ст.111). Вторая стадия —по предложению Председателя Правительства Президент назначает членов Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров (ст. 83, пункт “д”). Должностные лица, не имеющие ранга федерального министра, в состав Правительства РФ не входят.

Срок деятельности сформированного Правительства РФ Конституция не устанавливает. По разным основаниям оно может уйти в отставку само или оказаться в отставке по решению Президента, в частности в случае вотума недоверия, выраженного ему Государственной Думой. В обязательном порядке Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст.16). После вступления в должность вновь избранного Президента формируется новое Правительство.

Председатель Правительства организует его работу и определяет основные направления деятельности. Он же руководит заседаниями Правительства. Согласно пункту “б” ст.83 Конституции, право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент. При временном отсутствии Председателя или по его поручению деятельностью и заседаниями Правительства руководит один из его первых заместителей. Для обеспечения своей деятельности Правительство создает аппарат Правительства, руководитель которого назначается и освобождается Президентом по представлению Председателя Правительства.

В отличие от конституций многих зарубежных государств Конституция РФ в ст.114 перечисляет основные сферы деятельности правительства: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, равно как и политики в области культуры, экономики и других социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан. Однако данный в тексте части 1 статьи 114 перечень не является исчерпывающим; согласно пункту “ж” той же статьи, оно осуществляет ныне полномочия, возложенные на него конституционными нормами, законами, указами Президента.

Правительству предоставлено право законодательной инициативы (ст.104, ч.1), право издания постановлений (как правило, нормативного характера) и разовых по преимуществу распоряжений. Это подзаконные акты, издаваемые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. В случае противоречия постановлений Правительства этим актам Президент может их отменить (ст. 115, ч.3). Кроме того, нормативные акты Правительства могут быть признаны недействительными Конституционным Судом в случае их несоответствия Конституции. Делегированного законодательства Конституция РФ не предусматривает.

Правительство за свою деятельность несет двойную политическую ответственность: перед Президентом, который может принять решение о его отставке, и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии. Однако ответственность Правительства перед Государственной Думой ограничена соответствующими правомочиями Президента, который может не согласиться с решениями Государственной Думы. Если она в течение трех месяцев после принятия решения о недоверии примет его повторно, Президент может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. В случае отказа в доверии, вопрос о котором поставил перед Государственной Думой Председатель Правительства, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Детализировать нормы Конституции РФ о Правительстве призван федеральный конституционный закон, издание которого предусмотрено Конституцией (ст.114, ч. 2).

В Российской Федерации существуют также правительства республик, входящих в ее состав, правительства некоторых других субъектов федерации, например Москвы. Их правовой статус, взаимоотношения с другими государственными органами республик определяются конституциями и уставами соответствующих субъектов федерации.