ГОсударственная дума

 Государственная Дума -одна из двух палат российского парламента — Федерального Собрания - формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом в отличие от верхней палаты, выступающей в федеративном государстве как представительство входящих в его состав субъектов. Название Государственная Дума воспроизводит наименование российского представительного органа, действовавшего в 1906—1917 гг. Конституция РФ 1993 г. установила (статья 95, часть 3) численность Государственной Думы в 450 депутатов. Половина депутатов избирается по партийным спискам (по пропорциональной избирательной системе), а половина по одномандатным избирательным округам (по мажоритарной избирательной системе относительного большинства). Государственная Дума избирается сроком на четыре года (статья 96, часть 1), что соответствует мировой практике и отвечает двум выработанным ею критериям. Во-первых, периодичность избирательных кампаний должна быть достаточной для того, чтобы обновление законодательного органа не слишком отставало от социальных, политических и иных изменений, происходящих в обществе. Во-вторых, срок должен быть достаточным для того, чтобы избранные депутаты, в частности те, которые избираются впервые, могли сначала освоить основы парламентской деятельности и затем использовать полученный опыт в течение достаточно продолжительного времени.

Государственная Дума — это прежде всего и главным образом законодательный орган. Ее основная функция — законотворчество. “Федеральные законы принимаются Государственной Думой” — гласит Конституция РФ (статья 105, часть 2).

Круг вопросов, входящих в компетенцию Государственной Думы установлен рядом статей Конституции (в основном ст.103) и федеральных законов. Статьи 102 и 103 Конституции РФ являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. "К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности".

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы.

В законодательной деятельности Государственная Дума не ограничена ничем, кроме конституционных рамок.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума не является, подобно Верховному Совету, также и распорядительным органом, она не может вмешиваться в повседневную деятельность исполнительной власти. Вместе с тем Государственная Дума, как и Федеральное Собрание в целом, осуществляет контрольную функцию в отношении исполнительной власти. Конституция РФ, как и многие зарубежные конституции, прямо не говорит об этой форме деятельности парламента, однако она вытекает из его природы, имманентно присуща ему. Конституция РФ говорит о полномочиях Государственной Думы, призванной реализовывать (как правило, совместно с другой палатой) эту контрольную функцию, как-то: возможность вотума недоверия правительству, контроль за исполнением бюджета, право ратификации международных договоров. В деятельности Государственной Думы широко используются и такие формы контроля, как интерпелляция (депутатский запрос), заслушивание высших должностных лиц.

Внутренняя организация Государственной Думы включает две структуры: фракционную, то есть объединения депутатов по партийной принадлежности и совпадающей политико-идеологической ориентации (см. депутатские объединения), и комитетскую — объединения депутатов по профессиональным склонностям. Образование в Думе парламентских комитетов и парламентских комиссий в общем виде предусмотрено Конституцией (статья 101, часть 3). Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяется Регламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от его фракционной или комитетской принадлежности. Общее руководство палатой осуществляют избираемые ею тайным голосованием Председатель Государственной Думы, его заместители и Совет Государственной Думы, куда входят руководители фракций и депутатских групп.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Конституции Федеральное Собрание — постоянно действующий орган.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49 Регламента). Продолжительность и порядок проведения заседаний палат определяются Регламентом Государственной Думы.