кафедра политических наук |
||||
Виртуальная библиотека |
||||
1809 г. Черновой автограф на бумаге с водяным знаком 1809. Копия рукой Ф. И. Цейера на бумаге с водяным знаком 1803, с исправлениями карандашом М. М. Сперанского. Основание датировки: по бумаге.
Сила всех преобразований состоит в том, чтоб постановить образ правления империи на непременяемом законе, дать внутреннее политическое бытие России.
Для сего надлежало прежде всего определить разум коренных государственных законов, то есть начертать план конституции.
В разуме коренных законов определяются следующие существенные предметы:
I. Права державной власти.
II. Права престола и его наследства.
III. Образ составления законов, их сила и действие.
IV. Права подданных. Разделение состояний. Означение прав политических каждого состояния и общих прав гражданских, из них проистекающих.
V. Законы органические,
то есть устройство тех
установлений, коими
закон составляется и
исполняется. По троякому
порядку сил
государственных
устройство сие
относится к трем
установлениям: 1) в
п о р я д к е з а к о
н о д а т е л ь н о м,
установление
законодательного
сословия под имянем Г о с
у д а р с т в е н н о й
д у м ы, и ее
постепенностей, то оси
думы губернской,
окружной и волостной; 2) в
порядке судном,
установление высшей
власти судной под имянем
С е н а т а и
его постепенностей, суда
губернского, окружного и
волостного; 3)в п о р я д к
е
и с п о л н и т е л ь н о м,
устройство министерства
и частей управления, от
него зависящих,
управления губернского,
окружного и волостного.
К cим трем установлениям
присоединяется
четвертое, в коем все они
соединяются, и чрез
которое державная
власть на них действует
и приемлет их действия -
установление
Государственного совета.
Каждое из сих четырех
установлений имеет свои
коренные законы и свои
обряды.
Коренные законы всех сих установлений, соединенные с таковыми же законами: 1) о правах верховной власти, 2) о правах престола, 3) о составе закона и 4) о правах поданных cоставляют Г о с у д а р с т в е н н о е у л о ж е н и е.
Начертание обрядов,
каждому постановлению
свойственных, заключать
будут их
у с т а в ы.
Разум Государственного уложения и уставов, к нему принадлежащих, определен, остается сделать им окончательное изложение.
Между тем как изложение сие изготовляется, должно определить порядок, коим все сии установления должны быть приводимы в действие.
Существенные правила сего порядка состоять могут и следующем:
1) не терять времени, но избегать всякой торопливости;
2) каждое установление открывать не прежде, как все образование его будет изготовлено;
3) переход от настоящих установлений к новым так учредить, чтоб он казался самым простым и естественным, чтоб новые установления казались возникающими из прежних, чтоб ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей его силе, естьли бы, паче чаяния, встретились к новому какие-либо непреоборимые препятствия.
Соображаясь с сими правилами, должно всем частям преобразования назначить следующий порядок.
I. Из четырех государственных установлений, к действию Государственного уложения необходимых, прежде всего устроить и открыть Г о с у д а р с т в е н н ы й с о в е т. Причины сему следующие.
1) Совет есть место средоточия, чрез которое власть державная действует на другие установления. Следовательно, прежде всего должно устроить и утвердить сие средоточие.
2) Открытие Совета в новом его устройстве не предполагает никаких трудных приуготовлений.
3) Естьли бы устройство Совета и не входило в план общего преобразования, то необходимо нужно бы было его расширить и дать ему публичные формы по двум следующим, не терпящим времяни, обстоятельствам.
a) Положение наших финансов требует непременно новых налогов и весьма нарочитых. Без сего никак и ни к чему приступить невозможно. Налоги тягостны бывают особенно потому, что кажутся произвольными. Нельзя каждому с очевидностью и подробно доказать их необходимость. Следовательно, очевидность сию должно заменить убеждением в том, что не действием одного произвола, но необходимостью, признанною и представленною от Совета, полагаются налоги. Таким образом, власть державная сохранит к себе всю целость народной любви, нужной ей для счастия самого народа; она оградит себя от всех неправых нареканий, заградит уста злонамеренности и злословию, и самые налоги не будут казаться тягостными с той минуты, как признаны будут необходимыми;
b) Смешение дел управления и суда в Сенате дошло уже до такого беспорядка, что, независимо от общего преобразования, нельзя более отлагать нужные меры и исправления; а меры сии во всех предположениях не могут быть приняты иначе, как отделением части управления и назначением ей особенного порядка.
Итак, все уважения заставляют положить начало преобразованию открытием Совета.
Два предлога, весьма
естественные, можно
взять к сему
преобразованию:
п е р в о е , рассмотрение
гражданского закона.
Предмет сей сам по себе
весьма уважителен. Со
времен Петра Первого
непрестанно думали о
гражданских законах. Во
всех царствованиях они
были начинаемы. Теперь
настало время их
совершения, и сие уже
одно во всех
государствах может
составить епоху важных
установлений. Нет ничего
справедливее, как
расширить существующий
ныне Совет, чтобы
доставить гражданскому
закону всю зрелость
уважения. В т о р о й
п р е д л о г - финансы.
Скрывать затруднения
финансов есть верный
способ умножать
запутанность и питать
беспокойство; к тому же
ежедневное падение
бумаг преграждает
всякую возможность
скрыть настоящее их
положение. Первый шаг
исправления есть
признать публично сии
затруднения, но вместе с
тем показать средства и
пути исправления.* Кто
чувствует свою силу, тот
не боится угроз или
нареканий. Россия в
отношении к ее финансам
точно стоит в сем
отношении.
* Предать дела финансовые уважению Государственного совета есть самым гласным образом объявить, что правительство не находит более ни удобности, ни нужды пользоваться выпуском ассигнаций, а приемлет совсем другую систему и не только не хочет делать новых долгов, но и решилось уплачивать старые. Средство сие соответствует тому, которое предлагал Талейран для восстановления кредита: La premiere mesure c'est de prendre les moyens de notification pour annoncer, qu'il ne peut plus etre mis en emission de papier de Banque qu'en presence d'une Commission - в наших установлениях никакая комиссия не могла бы иметь столько важности, как Совет.
Время открытия Совета можно назначить 1-е генваря нового года.
Органические законы сего установления в том самом порядке, как они в свое время войдут в состав Государственного уложения, должны быть к 15-му декабря не только изготовлены, но совершенно рассмотрены и решены. Вместе с сим должны быть готовы обряды сего места и образ его открытия.
Последние две недели определятся на окончательное избрание разных чинов, к устройству сему принадлежащих.
При открытии Совета внесутся в оный два важные предмета:
1) Гражданское уложение;
2) план финансов.
Совет, следуя установленному порядку, передает их в свои отделения.
Таким образом, два Департамента его: законов и економии восприимут свое действие, а Департаменты военный и внутренних дел, так же и общие собрания отсрочатся на две недели, дабы дать время переместить дела без торопливости.
Чрез две недели общие собрания Совета должны восприять свое действие.
Из Департамента законов внесутся к нему первые рассмотренные главы Гражданского уложения с мнением Департамента.
Из Департамента економии - рассмотренный план финансов.
План сей должен быть решен к концу генваря месяца и окончен манифестом.
Дальнейшие упражнения Совета состоять будут:
1) в продолжении рассмотрения Гражданского уложения;
2) в постепенном образовании одного из трех государственных установлений, и именно порядка исполнительного. Сюда принадлежать будет рассмотрение общего плана министерств и общего министерского наказа и учреждения о управлении губерний. Министерства в подробностях их должны быть образуемы одно за другим, начиная с полиции;
3) в разрешении дел, кои поступать будут из департаментов Совета.
Устройство исполнительной части должно быть кончено к 1-му мая.
С 1-го мая начать в Совете устройство судной части и представить ее к 1-му сентября, но не обращать к исполнению.
II. Вместе с открытием Совета наимяновать министров финансов и казначейства, кои с 1-го генваря и должны вступить свое звание. Доколе в Совете рассматриваем будет план финансов, что продолжится месяц, они будут иметь время сделать все главные распорядки по плану, который им за восемь недель будет уже известен.
III. В то же время открыть и Министерство полиции и присоединить коммерцию к делам внутренним. Сию часть в течение генваря месяца также легко перенести могут, темя более, что для первоначального образования Министерства полиции есть готовые уже експедиции, а Министерство коммерции по делам его столь маловажно, что и перемещать нечего.
Вместе с открытием Совета откроется и Государственная канцелярия, которая в течение того же месяца может быть устроена.
IV. Вместе с сим и в течение того же времени дела первого департамента Сената разместят по министерствам и из них уже примут установленный им ход в департаменты Совета. Второй департамент Сената примет наимянование первого и так далее. Из всех дел первого департамента есть два только предмета, кои ни к одному министерству особенно принадлежать не могут: 1) дела герольдмейстерские, кои, впрочем, весьма маловажны, 2) обнародование указов. В течение первого месяца, доколе не образуется Государственная канцелярия, дела сии останутся под особенным ведомством министра юстиции.
V. Вместе с сим наимяновать канцлера юстиции, поручив ему на первый раз в общих выражениях главный надзор над судебною частию.
VI. Можно бы даже было и учебную часть поручить главному директору, а министру сделать некоторое вознаграждение.
Утвердясь таким образом в средоточии, можно уже с надежностью поступить далее.
Образование исполнительной части к маю месяцу как в министерствах, так и во всех его разрядах должно быть совершенно кончено.
К сему же времяни Гражданское уложение в Совете будет рассмотрено.
Государственное уложение в течение четырех месяцев не только будет составлено, но и во всех частях как здесь, так и вне России, естьли будет признано сие нужным, успеет быть рассмотрено.
Следовательно, с 1-го мая можно положить первые начала его введения.
Для сего манифестом, сообразным тому, какой издан был в 1767-м году, назначить выбор депутатов из всех состояний. Срок собрания определить 15-го августа.
Предлогом сего собрания взять введение Гражданского уложения.
Собрание депутатов наимяновать Государственною думою, не назначив сроку ее продолжения.
Для рассмотрения депутатских наказов, как то и прежде было, наимяновать здесь канцлера Государственной думы, к коему и предъявят депутаты свои полномочия.
На рассмотрение полномочий определить две недели.
1-й день сентября, в новый год по старому русскому стилю, открыть Государственную думу со всеми приличными обрядами.
Действие ее начнется гражданским законом.
Между тем расположения депутатов будут надлежащим образом испытуемы и приуготовляемы. Естьли не встретится каких-либо непреоборимых препятствий, то, с божиею помощию, предложится Государственное уложение.
Принятие его утверждено будет общею присягою.
С сего времяни Государственная дума восприимет предназначенное ей в порядке государственных установлений место.
За сим образуется и судная часть, и Сенат станет в порядке государственных сословий.
Естьли бог благословит
все сии начинания, то к
1811-му году, к концу
десятилетия настоящего
царствования, Россия
восприимет новое бытие и
совершенно во всех
частях преобразуется.