кафедра политических наук

Виртуальная библиотека


Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. 

1803 г. Черновой автограф на бумаге с водяным знаком. На листе 1 помета К.. Г. Репинского "Эта первая работа, государем М. М-чу порученная в 1803 году (см. Пермское письмо 1813 г., п. 5-й). М. М. Сперанский пересматривал это в 1826 году. Заметки карандашом все им тогда сделаны - для какой цели не помню К этому месту другая помета Не делали ли тогда каких-нибудь выписок отсюда для Комитета 6 дек 1826 г., в котором тогда шло дело, между прочим, о губернском учреждении." В основу издания положен черновой автограф. Основание датировки: помета К. Г. Репинского.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Вопрос о лучшем устройстве губернских мест столько связан с управлением государственным, что не можно основать средних начальств, не измерив всех отношений, кои должны они иметь к высшим. Следовательно, приступая к разрешению сего вопроса, необходимо надлежало дать себе отчет в порядке государственного управления.

Чтобы составить себе о нем точное понятие, надлежало исследовать:

Часть I-я

1) из каких существенных частей слагается государственное управление вообще;

2) показать пространство и предметы каждой из сих частей.

Раздробив сим образом существенные части государственного управления, должно было показать, в каком естественном порядке слагаются они в истинном монархическом правлении, дабы через то иметь идеальный образец управления, с коим бы можно было соображаться в приложении его к России. Отсюда рассуждения:

Часть II-я

1) о составе монархического правления вообще;

2) о главных началах монархической организации;

3) об ответственности.

Составив себе сей отвлеченный образец монархического управления, надлежало определить, можно ли ввести его в России; для сего должно было исследовать:

Часть III-я

1) настоящий образ правления в России и ее конституцию;

2) показать несходство ее с образом правления монархическим и невозможность его ввести;

3) установить свойства, какие должно иметь управление в России, чтобы оно было сколь можно близко к монархическому и не разрушало бы, однако же, настоящего порядка;

4) составить план сего управления;

5) показать его преимущества;

6) основать на сем плане губернское устройство;

7) показать его выгоды.

В продолжение всего сочинения особенное внимание обращено было, чтобы к одним словам привязывать всегда одно и то же понятие. Так, напр.:

Г о с у д а р с т в е н н ы й з а к о н принято вместо слова конституция и всегда означает закон, определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собою.

У л о ж е н и е означает закон гражданский и уголовный (code civil et criminel).

У п р а в л е н и е (administration).

П р а в л е н и е, п р а в и т е л ь с т в о (gouvernement).

У с т р о й с т в о, с о с т а в (organisation).

Е к о н о м и я - все, что относится к управлению государственного богатства, к финансам и счетам.

Предварительные понятия о разделении частей управления.

Начало и конец общественного бытия есть взаимная безопасность соединившихся лиц и их имуществ.

Безопасность общественная не что другое есть, как сохранение вещей в том порядке, в каком они поставлены законом.

Две силы могут разрушить сей порядок: внутренняя и внешняя.

В н у т р е н н я я: 1) когда насилием один будет похищать права другого; 2) когда посредством неправых исков один будет присвоять права другого.

В н е ш н я я: 1) когда открытым действием силы неприятельской государство будет облежимо; 2) когда союзами, торговлею или другим образом будут искать его обессилить.

В н у т р е н н е е     н а с и л и е    или    с а м о у п р а в с т в о (voies de fait) отвращается полицией. П р и т я з а н и е    п р а в разрешается судом. В н е ш н е е 
н а п а д е н и е отражается воинскою силою. В н е ш н и й   у щ е р б преграждается политическими сношениям.

Отсюда происходят четыре главных предмета всякого правительства: 1) полиция, 2) суд, 3) войско, 4) внешние сношения.

Содержание и управление всех сих предметов предполагает издержки; издержки предполагают доходы, доходы предполагают хозяйство.

Отсюда рождается новый предмет правительства - г о с у д а р с т в е н н о е   х о з я й с т в о.*

* Были на земли правительства, кои стояли на четырех только выше изображенных основаниях и кои, не имея никаких доходов, не имели ни промышленности, ни богатства. Такова была Спарта. Stuart, tome 2. Есть также государства, кои по положению своему, стоя вне общей системы государств, могут не иметь постоянных политических сношений. Но нет в Европе государства, которое бы всех сих частей не имело или которое бы имело их более, и, следовательно, части сии суть всякой системе существенны и во всех государствах необходимы.

Из сего следует, что пять только главных частей быть может во всяком государственном управлении (администрации).

Рассмотрим каждую из сих частей, чтоб познать елементы, их составляющие, и видеть, каким образом соединяются в них все ветви государственного устройства. Две из них: в о е н н ы е    с и л ы    и    п о л и т и ч е с к и е    с н о ш е н и я, не относятся к нашему предмету.

Продолжение