Магницкий Михаил Леонтьевич

 

Магницкий Михаил Леонтьевич - известный обскурант (1778 - 1855). Окончив курс в Московском университете, поступил в преображенский полк, затем в министерство иностранных дел, короткое время пользовался доверием Сперанского и сделался ревностным исполнителем его планов. После падения Сперанского Магницкий был сослан в Вологду, где пробыл с 1812 по 1816 г. Успев снискать расположение Аракчеева и князя А.Н. Голицына , он был назначен вице-губернатором в Воронеж, затем губернатором в Симбирск, а в 1819 г. членом главного правления училищ. Следуя вкусам новых покровителей, бывший сотрудник Сперанского сделался крайним гонителем просвещения. В 1819 г. Магницкий был послан, в качестве ревизора, в Казань, с правами попечителя. В представленном им отчете он обвинял университет в растрате казенных денег и в безбожном направлении преподавания и предлагал торжественно разрушить самое здание университета. Такая мера не встретила, однако, сочувствия в главном правлении училищ и не была одобрена государем; вместо уничтожения университета предположено было его преобразование, производство которого было поручено самому Магницкому, назначенному попечителем казанского округа. При самом назначении Магницкого были уволены 11 профессоров; затем последовали новые увольнения. Преподавание римского права было заменено правом византийским. В 1823 г. была устроена особая "кафедра конституций", английской, французской и польской, "с обличительной целью". В 1823 г. Магницкий выступил в главном правлении училищ с доносом против московского профессора Давыдова , обвиняемого им в "следовании безбожному учению Шеллинга" и предлагал совершенно уничтожить преподавание философских наук в университетах. Жизнь студентов была подчинена в Казани строжайшим правилам монастырской дисциплины и наполнена упражнениями в благочестии. Внутри университета водворились доносы и интриги. Назначенная в 1826 г. ревизия генерал-майора Желтухина вскрыла результаты системы Магницкого, в виде полного падения университета; обнаружилась и громадная растрата казенных денег. 6 мая 1826 г. Магницкий был отставлен от должности попечителя; для покрытия растраты был наложен секвестр на его имения. Остаток жизни он провел вдали от государственных дел. Литературная деятельность Магницкого началась напечатанием "Печальной песни на кончину Императорского Московского университета куратора П.И. Мелиссино" (Москва, 1795). В "Приятном и Полезном Препровождении Времени" он поместил ряд стихотворений сентиментального содержания. Своеобразное литературное дарование он проявил в разных "мнениях", записках и донесениях. В "Мнении об естественном праве" и "Доношении министру духовных дел и народного просвещения" ("Русский Архив", 1864, I) он доказывает, что естественное право - изобретение новейшего неверия, с Кантом и Стефенсом во главе, и что взгляды Куницына нашли себе отклик в революциях Сардинии, Испании и Неаполя. Другие труды: "Сон в Грузине" ("Русский Архив", 1863, I, писан в 1825 г.) - сплошная лесть Аракчееву; "Две речи попечителя казанского учебного округа" (Казань, 1827 - 28) и проникнутая пиэтизмом "Инструкция для осмотра училищ казанского округа" ("Русский Архив", 1867). После своего падения Магницкий издал, под псевдонимом К-ц-н-г-м, "Исторический Альманах" (Москва, 1832), а затем, поселясь в Ревеле, руководил ежемесячным журналом "Радуга", выходившим в 1832 - 33 годах и бывшим прототипом "Маяка", "Домашней Беседы" и т. п. изданий. В "Радуге" преобладало глумление над западным просвещением и западной философией в особенности. В направленной против Карамзина статье "Судьба России" Магницкий, полемизируя с историком, скорбившим о периоде владычества татар, как остановившем развитие России, Магницкий говорит: "Философия о Христе не тоскует о том, что был татарский период, удаливший Россию от Европы. Она радуется тому, ибо видит, что угнетатели ее, татары, были спасителями ее от Европы" (курсив подлинника). "Угнетение татар и удаление от Западной Европы были, может быть, величайшим благодеянием для России, ибо сохранили в ней чистоту веры Христовой"... "Чтобы превзойти Европу, Россия, вместо сближения с Европой, удалялась от нее"... Переходя к реформам Петра , Магницкий заявляет, что "сближение с Европой нужно было совсем не для нее (России), как обыкновенно думают, а для самой Европы", которую Россия должна была обновить и очистить.