Виртуальная библиотека |
||||
С тех
пор как пало
человечество, ложь
водворилась в мире, в
словах людских, в делах,
в отношениях и
учреждениях. Но никогда
еще, кажется, отец лжи не
изобретал такого
сплетения лжей всякого
рода, как в наше смутное
время, когда столько
слышится отовсюду
лживых речей о правде. По
мере того как
усложняются формы быта
общественного,
возникают новые лживые
отношения и целые
учреждения, насквозь
пропитанные ложью. На
всяком шагу встречаешь
великолепное здание, на
фронте коего написано:
"Здесь истина".
Входишь и ничего не
видишь кроме лжи.
Выходишь, и, когда
пытаешься рассказывать
о лжи, которой душа
возмущалась, люди
негодуют и велят верить
и проповедовать, что это
истина вне всякого
сомнения.
Так
нам велят верить, что
голос журналов и газет,
или так называемая
пресса, есть выражение
общественного мнения...
Увы! Это великая ложь, и
пресса есть одно из
самых лживых учреждений
нашего времени.
Кто
станет спорить против
силы мнения, которое
люди имеют о человеке
или учреждении? Такова
уже натура человеческая,
что всякий из нас, что ни
говорит, что ни делает,
оглядывается как это
кажется и что люди
думают. Не было и нет
человека, кто бы мог
считать себя свободным
от действия этой силы.
Эта
сила в наше время
принимает
организованный вид и
называется общественным
мнением. Органом его и
представителем
считается печать. И
подлинно, значение
печати громадное и
служит самым
характерным признаком
нашего времени, более
характерным, нежели все
изумительные открытия и
изобретения в области
техники. Нет
правительства, нет
закона, нет обычая,
которые могли бы
противостоять
разрушительному
действию печати в
государстве, когда все
газетные листы его изо
дня в день в течение
годов повторяют и
распространяют в массе
одну и ту же мысль,
направленную против
того или другого
учреждения.
Что
же придает печати такую
силу? Совсем не интерес
новостей, известий и
сведений, которыми
листки наполняются, но
известная тенденция
журнала, та политическая
или философская мысль,
которая выражается в
статьях его, в подборе и
расположении известий и
слухов, и в освещении
подбираемых фактов и
слухов. Печать ставит
себя в положение
судящего наблюдателя
ежедневных явлений; она
обсуждает не только
действия и слова людские,
но испытывает даже
невысказанные мысли,
намерения и
предположения, по
произволу клеймит их или
восхваляет, возбуждает
одних, другим угрожает,
одних выставляет на
позор, других ставит
предметом восторга и
примером подражания. Во
имя общественного
мнения она раздает
награды одним, другим
готовит казнь, подобную
средневековому
отлучению...
Сам
собою возникает вопрос:
кто же представители
этой страшной власти,
именующей себя
общественным мнением?
Кто дал им право и
полномочие во имя целого
общества править,
ниспровергать
существующие учреждения,
выставлять новые идеалы
нравственного и
положительного закона?
Никто
не хочет вдуматься в
этот совершенно
законный вопрос и
дознаться в нем до
истины; но все кричат о
так называемой свободе
печати как о первом и
главнейшем основании
общественного
благоустройства. Кто не
вопиет об этом и у нас в
несчастной, оболганной и
оболживленной
чужеземною ложью России?
Вопиют в удивительной
непоследовательности и
так называемые
славянофилы, мнящие
восстановить и
водворить историческую
правду учреждений в
земле Русской. И они,
присоединяясь в этом к
хору либералов,
совокупленных с
поборниками начал
революций, говорят
совершенно по-западному:
"Общественное мнение,
т.е. соединенная мысль с
чувством и юридическим
сознанием всех и каждого,
служит окончательным
решением в делах
общественного быта; итак,
всякое стеснение
свободы слова не должно
быть допускаемо, ибо в
стеснении сего
выражается насилие
меньшинства над
всеобщею волею".
Таково
ходячее положение
новейшего либерализма.
Оно принимается на веру
многими, и мало кто,
вдумываясь в него,
примечает, сколько в нем
лжи и легкомысленного
самообольщения.
Оно
противоречит первым
началам логики, ибо
основано на вполне
ложном предположении,
будто общественное
мнение тождественно с
печатью.
Чтоб
удостовериться в этой
лживости, стоит только
представить себе, что
такое газета, как она
возникает и кто ее
делает.
Любой
уличный проходимец,
любой болтун из
непризнанных гениев,
любой искатель гешефта
может, имея свои или
достав для наживы и
спекуляции чужие деньги,
основать газету, хотя бы
большую, собрать около
себя по первому кличу
толпу писак,
фельетонистов, готовых
разглагольствовать о
чем угодно, репортеров,
поставляющих
безграмотные сплетни и
слухи, - и штаб у него
готов, и он может с
завтрашнего дня стать в
положение власти,
судящей всех и каждого,
действовать на
министров и правителей,
на искусство и
литературу, на биржу и
промышленность. Это
особый вид
учредительства и
грюндерства, и притом
самого дешевого
свойства. Разумеется,
новая газета тогда
только приобретает силу,
когда пошла в ход на
рынке, т.е.
распространена в
публике. Для этого
требуются таланты,
требуется содержание
привлекательное,
сочувственное для
читателей. Казалось бы,
тут есть некоторая
гарантия нравственной
солидности предприятия:
талантливые люди пойдут
ли в службу к ничтожному
или презренному
издателю и редактору?
Читатели станут ли брать
такую газету, которая не
будет верным отголоском
общественного мнения? Но
это гарантия только
мнимая и отвлеченная.
Ежедневный опыт
показывает, что тот же
рынок привлекает за
деньги какие угодно
таланты, если они есть на
рынке, - и таланты пишут
что угодно редактору.
Опыт показывает, что
самые ничтожные люди -
какой-нибудь бывший
ростовщик, жид фактор,
газетный разносчик,
участник банды
червонных валетов,
разорившийся
содержатель рулетки -
могут основать газету,
привлечь талантливых
сотрудников и пустить
свое издание на рынок в
качестве органа
общественного мнения.
Нельзя положиться и на
здравый вкус публики. В
массе читателей -
большею частью праздных
- господствуют наряду с
некоторыми добрыми
жалкие и низкие
инстинкты праздного
развлечения, и любой
издатель может привлечь
к себе массу расчетом на
удовлетворение именно
таких инстинктов, на.
охоту к скандалам и
пряностям всякого рода.
Мы видим у себя
ежедневные тому примеры,
и в нашей столице
недалеко ходить за ними:
стоит только
присмотреться к спросу и
предложению у газетных
разносчиков возле
людных мест и на
станциях железных дорог.
Всем известен
недостаток серьезности
в нашей общественной
беседе: в уездном городе,
в губернии, в столице
известно, чем она
пробавляется - картами и
сплетней всякого рода, и
анекдотом во всех
возможных его формах.
Самая беседа о так
называемых вопросах
общественных и
политических является
большею частью в форме
пересуда и отрывочной
фразы, пересыпаемой той
же сплетней и анекдотом.
Вот почва необыкновенно
богатая и благодарная
для литературного
промышленника, а на ней-то
родятся, подобно
ядовитым грибам, и
эфемерные, и успевшие
стать на ноги органы
общественной сплетни,
нахально выдающие себя
за органы общественного
мнения. Ту же самую
гнусную роль, которую
посреди праздной жизни
какого-нибудь
губернского города
играют безымянные
письма и пасквили, к
сожалению, столь
распространенные у нас, -
ту же самую роль играют в
такой газете
корреспонденции,
присылаемые из разных
углов и сочиняемые в
редакции. Не говорим уже
о массе слухов и
известий, сочиняемых
невежественными
репортерами, не говорим
уже о гнусном промысле
шантажа, орудием коего
нередко становится
подобная газета. И она
может процветать, может
считаться органом
общественного мнения и
доставлять своему
издателю громадную
прибыль... И никакое
издание, основанное на
твердых нравственных
началах и рассчитанное
на здравые инстинкты
массы, не в силах будет
состязаться с нею.
Стоит
всмотреться в это
явление: мы распознаем в
нем одно из
безобразнейших
логических противоречий
новейшей культуры, и
всего безобразнее
является оно именно там,
где утвердились начала
новейшего либерализма, -
именно там, где
требуется для каждого
учреждения санкция
выбора, авторитет
всенародной воли, где
правление
сосредоточивается в
руках лиц, опирающихся
на мнение большинства в
собрании представителей
народных. От одного
только журналиста,
власть коего
практически на все
простирается, не
требуется никакой
санкции. Никто не
выбирает его и никто не
утверждает. Газета
становится авторитетом
в государстве, и для
этого единственного
авторитета не требуется
никакого признания.
Всякий, кто хочет, первый
встречный может стать
органом этой власти,
представителем этого
авторитета, и притом
вполне безответственным
как никакая иная власть
в мире. Это так, без
преувеличения: примеры
живые налицо. Мало ли
было легкомысленных и
бессовестных
журналистов, по милости
коих подготовлялись
революции, закипало
раздражение до
ненависти между
сословиями и народами,
переходившее в
опустошительную войну.
Иной монарх за действия
этого рода потерял бы
престол свой; министр
подвергся бы позору,
уголовному
преследованию и суду; но
журналист выходит сух
как из воды, изо всех
заведенной им смуты, изо
всякого погрома и
общественного бедствия,
коего был причиною,
выходит с торжеством,
улыбаясь и бодро
принимаясь снова за свою
разрушительную работу.
Спустимся
ниже. Судья, имея право
карать нашу честь,
лишать нас имущества и
свободы, приемлет его от
государства и должен
продолжительным трудом
и испытанием готовиться
к своему званию. Он
связан строгим законом;
всякие ошибки его и
увлечения подлежат
контролю высшей власти,
и приговор его может
быть изменен и исправлен.
А журналист имеет
полнейшую возможность
запятнать, опозорить мою
честь, затронуть мои
имущественные права;
может даже стеснить мою
свободу, затруднив
своими нападками или
сделав невозможным для
меня пребывание в
известном месте. Но эту
судейскую власть надо
мною сам он себе
присвоил: ни от какого
высшего авторитета он не
приял этого звания, не
доказал никаким
испытанием, что он к нему
приготовлен, ничем не
удостоверил личных
качеств благонадежности
и беспристрастия, в суде
своем надо мною не
связан никакими формами
процесса, и не подлежит
никакой апелляции в
своем приговоре. Правда,
защитники печати
утверждают, будто она
сама излечивает
наносимые ею раны; но
ведь всякому разумному
понятно, что это одно
лишь праздное слово.
Нападки печати на
частное лицо могут
причинить ему вред
неисправимый. Все
возможные опровержения
и объяснения не могут
дать ему полного
удовлетворения. Не
всякий из читателей,
кому попалась на глаза
первая поносительная
статья, прочтет другую
оправдательную или
объяснительную, а при
легкомыслии массы
читателей позорящее
внушение или
надругательство
оставляют во всяком
случае яд в мнении и
распоряжении массы.
Судебное преследование
за клевету, как известно,
дает плохую защиту, и
процесс по поводу
клеветы служит почти
всегда средством не к
обличению обидчика, но к
новым оскорблениям
обиженного; а притом
журналист имеет всегда
тысячу средств уязвлять
и тревожить частное лицо,
не давая ему прямых
поводов к возбуждению
судебного преследования.
Итак,
можно ли представить
себе деспотизм более
насильственный, более
безответственный, чем
деспотизм печатного
слова? И не странно ли, не
дико ли и безумно, что о
поддержании и охранении
именно этого деспотизма
хлопочут все более
ожесточенные поборники
свободы, вопиющие с
озлоблением против
всякого насилия, против
всяких законных
ограничений, против
всякого стеснительного
распоряжения
установленной власти?
Невольно приходит на
мысль вековечное слово
об умниках, которые
совсем обезумели оттого,
что возомнили себя
мудрыми.
В
нашем веке
распространения
изобретений всего
удивительнее быстрое
распространение
газетной литературы,
ставшей в короткое время
страшно действительной
общественной силой.
Значение газеты
возросло в первый раз
после Июльской
революции 1830 года,
усугубилось еще после
революции 1848 года и
затем стало возрастать
не годами только, но
днями. Ныне с этой силой
считаются правительства,
и стало даже невозможно
представить себе не
только общественную, но
и частную жизнь без
газеты, и прекращение
выхода газет, если б
возможно было бы
представить его себе,
было бы однозначительно
с прекращением всякого
действия железных дорог.
Газета
несомненно служит для
человечества важнейшим
орудием культуры. Но,
признавая все удобства и
пользу от
распространения массы
сведений и от обмена
мыслей и мнений путем
газеты, нельзя не видеть
и того вреда, который
происходит для общества
от безграничного
распространения газеты,
нельзя не признать с
чувством некоторого
страха, что в ежедневной
печати скопляется какая-то
роковая, таинственная,
разлагающая сила,
нависшая над
человечеством.
Каждый
день поутру газета
приносит нам кучу
разнообразных новостей.
В этом множестве многое
ли пригодно для жизни
нашей и для нашего
образовательного
развития? Многое ли
способно поддерживать в
душе нашей священный
огонь одушевления на
добро? И напротив,
сколько здесь такого,
что льстит самым
низменным нашим
склонностям и
побуждениям! Могут
сказать, что нам дают то,
что требуется вкусам
читателей, что отвечает
на спрос. Но это
возражение можно
обернуть: спрос был бы не
такой, если бы не так
ретиво было предложение.
Но
пускай бы еще
предлагались одни
новости: нет, они
предлагаются в
особливой форме,
окрашенные особливым
мнением, соединенные с
безымянным, но очень
решительным суждением.
Есть, конечно, серьезные
умы, руководящие газетой;
таких немного, а газет
великое множество, и
всякое утро некто,
совсем незнаемый мною, и,
может быть, такой, какого
я и знать не хотел бы,
навязывает мне свое
суждение, выдавая его
авторитетно за голос
общественного мнения. Но
всего важнее то, что эта
газета, обращаясь
ежедневно даже не к
известному кругу людей,
но ко всему люду,
умеющему лишь разбирать
печатное, предлагает
каждому готовые
суждения обо всем, и
таким образом, мало-помалу,
силою привычки отучает
своих читателей от
желания и от всякого
старания иметь свое
собственное мнение; иной
не имеет возможности сам
себе составить его и
воспринимает
механически мнение
своей газеты; иной и мог
бы сам рассудить
основательно, но ему
некогда думать посреди
дневной суеты и заботы, и
ему удобно, что за него
думает газета. Очевидно,
какой происходит от
этого вред, именно в наше
время, когда повсюду
действуют сильные
течения тенденциозной
мысли и стремятся
уравнять всякие углы и
отличия индивидуального
мышления и свести их к
единообразному уровню
так называемого
общественного мнения: в
этих условиях газета
служит сильнейшим
орудием такого
уравнения, ослабляющего
всякое самостоятельное
развитие мысли, воли и
характера. А притом, для
какого множества людей
газета служит почти
единственным источником
образований, жалкого,
мнимого образования,
когда масса разных
сведений и известий,
приносимая газетой,
принимается читателем
за действительное
знание, которым он с
самоуверенностью
вооружает себя. Вот одна
из причин, почему наше
время так бедно цельными
людьми, характерными
деятелями. Новейшая
печать похожа на
сказочного богатыря,
который, написав на челе
своем таинственные
буквы - символ
божественной истины,
поражал всех своих
противников дотоле, пока
не явился бесстрашный
боец, который стер с чела
его таинственные буквы.
На челе нашей печати
написаны доселе знамена
общественного мнения,
действующие неотразимо.
В
настоящем состоянии
общества и при нынешнем
его устройстве печать
стала учреждением, с
которым необходимо
считаться и крепко
считаться в ряду других
учреждений, связанных
государственной властью
и подлежащих контролю и
ответственности, ибо нет
учреждений, которое
могло бы считать себя
бесконтрольным и
безответственным. Но чем
дальше разрастается это
учреждение печати, тем
явственнее становятся
наряду с очевидными
выгодами разумной и
совестливой гласности и
те общественные язвы,
которые им порождаются.
Одна из этих язв печати
состоит в том, что она
производит и плодит до
безмерности целое
сословие журналистов,
предпринимателей и
писателей, "кормящихся
и богатеющих пером".
Самые серьезные деятели
серьезной печати не
перестают горько
жаловаться на умножение
числа этих собратий, с
которыми стыдно, но
приходится считаться в
составе одного
учреждения. Во всех
больших государствах, на
всех больших рынках из
этого сброда пишущей
братии образовалось
сословие, которое не
напрасно будет назвать
паразитами общества.
В
самом деле, это люди,
стоящие на какой-то
особой почве в отношении
к благу общественному,
которое должно бы
связывать и одушевлять
все учреждения. Эти люди
не заинтересованы прямо
в охранении
общественного порядка, в
умиротворении мятущихся
умов и враждующих партий.
И естественно. Всякая
газета живет и питается
ежедневными событиями,
новостями всякого рода.
Расход ее усиливается
именно в смутное время, и
тут именно все старание
направлено к
распространению
новостей и слухов,
раздражающих и
смущающих умы; напротив
того, в тихое время
расход газеты
значительно уменьшается.
Лишь только поднимается
смута, тотчас появляются
на рынке новые газеты,
чтобы покормиться ею до
тихой поры, когда они
сокращаются и исчезают.
Но и в тихое время
надобно кормиться, а для
этого требуется
возбудить новое
волнение умов, развесть
новые интересы:
изобретаются
сенсационные новости,
раскрашиваются,
преувеличиваются.
Пищею
для журналов,
претендующих на
серьезность, служит
политика, и обсуждение
политических вопросов,
вспеняемых полемикой,
происходит ежедневно.
Любой журналист готов
сразу рассуждать о каком-угодно
политическом вопросе, но
по своему положению
обязан рассудить и
решить его немедля,
сейчас, ибо он должен
быть борзописцем, слугою
не мысли, не разума, но
настоящего дня. Едва
вскочила в голове мысль
его, как она уже летит на
бумагу, на печатный
станок: некогда ждать,
некогда дать созреть
зародившейся мысли.
Спросите этих людей,
стыдно ли им? Нисколько.
Они разве посмеются в
глаза на такой вопрос:
они убеждены, что
совершают великое
служение общественное.
Разве, кои поумнее, те
между собою, подобно
древним авгурам, сами
подсмеиваются над собой
и над публикой.
Притом
журнальный писатель, для
того чтобы его услышали,
чтобы обратили на него
внимание, должен
всячески напрягать свой
голос; если можно,
кричать. Этого требует
ремесло его:
преувеличение,
способное переходить в
пафос, становится для
него второй натурой. Вот
почему, пускаясь в
полемику с противным
мнением, он готов
назвать своего
противника дураком,
подлецом, невеждой,
взвалить на него
всевозможные пороки: это
ничего ему не стоит - это
требуется журнальной
акустикой. Это искусство
крика, подобного крику
торговца на рынке, когда
он заманивает
покупателя.
Вот
какие привычки и
качества развивает, к
несчастию, печать в
своих деятелях. И все это
было бы смешно, когда бы
не было так вредно.
Вредно потому, что
печать стала ныне ареною,
на которой не только
обсуждаются, но и
решаются важнейшие
вопросы и внутренней и
внешней политики
государства, вопросы
экономии и
администрации,
связанные с самыми
жизненными
национальными
интересами. Для всего
этого мало одного задора;
нужна мудрая
рассудительность,
зрелость мысли, нужен
здравый смысл, нужно
знание своей истории, и
своего народа, знание
практической жизни. А
между тем, ныне в Европе
дошло уже до того, что из
рядов журнальных
ораторов выходят
ораторы государственные
и составляют в
парламентах
преобладающую силу
вместе с адвокатами, кои
разделяют с ними
искусство орудовать
словом во всякую сторону.
Так ныне во французской
камере лишь 22
представителя крупной и
50 мелкой поземельной
собственности, но вся
говорильная сила у
журналистов, коих 59, и у
адвокатов, коих 107.
И эти
люди считаются
представителями страны
своей и судьями народной
жизни и ее потребностей.
И народ стонет от
законодательного
смешения голосов,
правящего судьбами
государства, но не может
от него освободиться.