кафедра политических наук |
||||
Виртуальная библиотека |
||||
Статья 1
1. Совет Федерации является палатой Федерального Собрания парламента Российской Федерации.
2. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
Статья 2
1. Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к его ведению.
2. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания.
3. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановления Совета Федерации) и настоящим Регламентом.
Статья 3
1. Члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - член Совета Федерации) обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Гарантии беспрепятственного осуществления членами Совета Федерации своих полномочий устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
(в ред. Постановления СФ ФС РФ от 26.06.1996 N 255-СФ)
Статья 4
(в ред. Постановления СФ ФС РФ от 11.11.1999 N 424-СФ)
1. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Срок полномочий члена Совета Федерации - представителя двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется совместным решением обеих его палат.
2. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня его избрания на должность главы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или со дня официального вступления его в должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Полномочия члена Совета Федерации - представителя двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации начинаются со дня, определяемого совместным решением обеих его палат.
3. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Полномочия члена Совета Федерации - представителя двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня, определяемого совместным решением обеих его палат.
4. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Документы, являющиеся основаниями для подтверждения или прекращения полномочий члена Совета Федерации, предусмотренными частями 2 - 4 настоящей статьи, в пятидневный срок направляются в Совет Федерации.
(часть 5 введена Постановлением СФ ФС РФ от 07.06.2000 N 127-СФ)
Статья 5
(в ред. Постановления СФ ФС РФ от 11.11.1999 N 424-СФ)
1. Вопрос о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации рассматривается Комиссией Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам (далее - Комиссия по регламенту и парламентским процедурам).
2. Комиссия по регламенту и парламентским процедурам проверяет соответствие документов, удостоверяющих полномочия члена Совета Федерации, положениям Федеральных законов "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". По результатам проверки Комиссия по регламенту и парламентским процедурам готовит заключение.
В заключении Комиссии по регламенту и парламентским процедурам должны быть приведены:
а) перечень документов, удостоверяющих полномочия члена Совета Федерации;
б) дата начала осуществления, прекращения (досрочного прекращения) полномочий члена Совета Федерации.
3. Вопрос о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
4. Рассмотрение вопроса о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации начинается с доклада председателя либо по его поручению заместителя председателя Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
5. Решение о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.
Статья 6
(в ред. Постановления СФ ФС РФ от 11.11.1999 N 424-СФ)
1. Член Совета Федерации в течение всего срока его полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
2. Вопрос о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
3. Представление Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно - правовым вопросам и Комиссией по регламенту и парламентским процедурам, которые готовят заключения.
4. Вопрос о рассмотрении представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно - правовым вопросам и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
5. По результатам рассмотрения представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности Совет Федерации может принять одно из следующих решений:
а) дать согласие на лишение члена Совета Федерации неприкосновенности;
б) отказать в даче согласия на лишение члена Совета Федерации неприкосновенности.
Решение Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и должно быть мотивировано. Решение Совета Федерации оформляется постановлением, не требующим дополнительного голосования.
Решением Совета Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы.
6. Постановление Совета Федерации в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации.
Статья 7
1. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Совета Федерации) и заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - заместители Председателя Совета Федерации) избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования.
2. Председатель Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Статья 7.1
(введена Постановлением СФ ФС РФ от 11.11.1999 N 424-СФ)
1. Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. В случае избрания Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации на должность главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на новый срок его полномочия в качестве Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации подтверждаются Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Статья 8
1. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру.
2. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации принимается без обсуждения и голосования.
3. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования.
4. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.
5. В случае если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
6. Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.
7. Если во втором туре голосования Председатель Совета Федерации не избран, то вся процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур.
8. Результаты голосования оформляются постановлением Совета Федерации.
Статья 9
1. Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур на должность заместителя Председателя Совета Федерации проводятся обсуждение и раздельное голосование в порядке, предусмотренном частями 2 - 6 статьи 8 настоящего Регламента.
2. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя Председателя Совета Федерации, не наберет требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, вся процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур.
3. Результаты голосования оформляются постановлениями Совета Федерации.
Статья 10
1. Председатель Совета Федерации:
а) представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;
б) организует работу Совета палаты;
в) ведет заседание палаты;
г) подписывает постановления Совета Федерации;
д) созывает заседание Совета Федерации, в том числе внеочередное заседание палаты;
е) приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
ж) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации и настоящим Регламентом;
з) направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), федеральные законы, принятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;
и) направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, одобренные Советом Федерации;
к) опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
л) направляет в комитеты Совета Федерации для подготовки предложений нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан;
м) направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
н) распределяет обязанности между заместителями Председателя Совета Федерации;
о) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями;
п) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
р) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами;
с) направляет и контролирует деятельность Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат Совета Федерации);
т) принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывает ее;
у) подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Регламентом.
(часть 1 в ред. Постановления СФ ФС РФ от 09.06.1999 N 259-СФ)
2. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту.
4. Председатель Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы. Доклады Председателя Совета Федерации обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления.
Статья 11
Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, вручать награжденным Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организуют взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации, по поручению Председателя Совета Федерации осуществляют контроль за исполнением решений Совета Федерации, принимаемых по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации.
(в ред. Постановлений СФ ФС РФ от 23.01.1997 N 26-СФ, от 27.01.1999 N 4-СФ)
Статья 12
1. Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. (в ред. Постановления СФ ФС РФ от 11.11.1999 N 424-СФ)
2. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
3. Вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается также по требованию Председателя Совета Федерации.
4. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации без голосования и обсуждения включается в повестку дня заседания, ближайшего после поступления соответствующего личного заявления, предложения или требования.
5. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации ему должно быть предоставлено слово для выступления.
6. Решение об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации оформляется постановлением палаты.
7. По истечении срока полномочий Председателя Совета Федерации либо при освобождении его от занимаемой должности заместители Председателя Совета Федерации продолжают исполнение своих обязанностей.
8. В период подготовки и проведения выборов глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, представители которых избраны в Совете Федерации на должности Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, вопрос об освобождении их от занимаемой должности в повестку дня заседания палаты не включается.
(введена Постановлением СФ ФС РФ от 27.01.1999 N 4-СФ)
Статья 12.1
1. Совет палаты образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием.
2. Совет палаты является постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.
Статья 12.2
1. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.
2. Председательствует на заседаниях Совета палаты Председатель Совета Федерации или один из его заместителей.
Статья 12.3
1. Совет палаты:
а) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации;
б) согласовывает порядок обсуждения вопросов на заседании Совета Федерации;
в) предварительно обсуждает степень подготовки вопросов, выносимых на заседание Совета Федерации;
г) формирует список лиц, приглашенных для выступления на заседании Совета Федерации.
Статья 12.4
В заседаниях Совета палаты вправе участвовать:
а) член Совета Федерации по поручению комитета (комиссии) Совета Федерации;
б) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
в) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 12.5
Решения Совета палаты оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.