кафедра политических наук

Виртуальная библиотека


 

Раздел 35

О КОРОЛЕВСКОЙ СЛАВЕ

1. Борис: Подобает ли королю быть славолюбивым.

Хервой: Он и должен быть таким, но не высокомерным. Таким он будет, если все свои деяния и свою славу посвятит Богу и пойдет по лестнице благонравия к истинной, [а] не к суетной славе.

2. Борис: Как может король добиться истинной, [а] не суетной славы.

Хервой: Если он будет трудиться для счастья своего народа. И если он не потеряет терпения из-за людской неблагодарности и не прекратит благодеяний народу, несмотря на общую неблагодарность. Он должен стремиться, чтобы его наследники подражали его деяниям, а сам должен следовать примеру мудрых, благочестивых и великодушных покойных королей.

3.Борис: Как должен король следовать примеру славных королей и дивосильников.

Хервой: Некоторые люди, услышав имя Кира, Александра или иного древнего достохвального короля, думают лишь о войнах, и о битвах, и о завоеваниях новых стран. Но разумный король должен думать совсем иначе. Ибо он обязан подражать этим давним дивосильникам не в ратных делах, а в благих законах и в благом правлении.

Аттила, Батый и Тамерлан были славными воителями и покорили и завоевали много стран и народов, но в их делах нет ничего, достойного подражания. Август, Траян, Константин, Феодосии и некоторые иные цари не присоединили ни одной новой области и, однако, мирно правя, стяжали себе вечную славу и оставили память о деяниях, достойных того, чтобы все короли держали их перед глазами как образец и подражали им.

Итак, как мы сказали, король должен рассмотреть законы разных стран и взять с них пример. Обо всем хорошем, что заведено где-либо на свете, король должен сказать и, если это нам полезно и пригодно, навечно узаконить это в своем королевстве.

4. Борис: Стоит ли королю делать добро ради временной выгоды.

Хервой: Конечно, стоит. Но с тем, чтобы эта временная выгода способствовала постоянной выгоде и благу. Ведь раз король должен заботиться не только о духовном, но и о телесном благополучии народа, то почему он не может творить добро, имея в виду одновременно и вечное, и временное благо.

Так, Мечислав, князь польский, ради детей [своих] принял святое крещение и окрестился сам вместе со всем своим народом'. То же сделал наш Владимир ради [своей] невесты — царской дочери. То же [сделал] литовец Ягайло, чтоб получить королеву и королевство Польское. Мы видим, что весь этот Северный край принял святое крещение благодаря женитьбам и стремлению к временным выгодам.

5. Борис: Почему некоторых королей называют «великими» и «дивосильниками».

Хервой: За великие, чудесные и достохвальные деяния, кои они совершили.

6. Борис: Каковы те достохвальные королевские деяния, благодаря коим добывается вечная слава в последующие времена.

Хервой: Те, что полезны и спасительны наибольшему числу людей и в течение наибольшего времени.

Борис: Что это: доблестные рати и завоевания новых стран?

Хервой: Ни в коем случае.

Борис: Тогда скажи мне, каковы суть похвальные королевские деяния и что является королевской обязанностью и долгом.

Хервой: Долг короля [обеспечить] благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог и поставил его королем. Ради этого и по этим причинам король должен созывать соборы, издавать законы, строить новые и укреплять старые города, вести праведные войны, исправлять язык, изыскивать и распространять в королевстве промыслы и всякие полезные для общего блага вещи.

7. Борис: Ты считаешь, что король должен держать в памяти эти четыре вещи: благочестие, справедливость, покой и изобилие. Почему ты не причислил к этому ратный или военный промысел и [королевское] достоинство?

Хервой: Потому что всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа, а воевать должен не всякий, если его не заденут. Лишь некоторые более сильные короли были воздвигнуты Богом на то, чтоб покарать иных королей и иные города. Однако это бывает исключением, и поэтому не всякий король должен воевать.

8. А о достоинстве и чести ты напомнил верно, ибо [здесь] есть о чем подумать, и особенно нам, славянам, коих так легко обманывают почти все народы. Поэтому наши славянские правители должны особенно помнить и заботиться о защите народной чести от [посягательств] чужеземцев.

9. Борис: Полезна ли королям философия или ученость?

Хервой: Не только полезна, но и совершенно необходима. Ведь большинство людей на свете живет, не зная тех первоначальных вещей, которые должны быть ведомы всем малым детям, и можно сказать, что люди живут, не зная азбуки жизни, как об этом уже было сказано в разделе 1, пункт 2.

Если б ты, Борис, спросил всех королей на свете, каковы королевские обязанности, то, конечно, нашел бы многих, кои не смогли бы объяснить тебе, для чего Бог создал королей и для чего дал им власть над народами. Мнят короли, что не они созданы Богом для королевств и для народов, а королевства для королей. Мнят короли, что их дело — лишь властвовать, приказывать и наслаждаться роскошью, а не заботиться денно и нощно о народном благе. Мнят короли себя беспредельными владыками, а не Божьими наместниками или управителями, обязанными дать Богу подробный отчет о своем правлении.

Как же ты можешь ждать благого и богоугодного правления от того, кто сам не знает своего долга и своих обязанностей? Такие [правители], если и сделают что-либо хорошее, то лишь по необходимости, а не от чистого сердца.

До сих пор речь шла о высокомерных, надменных или по-иному злонравных королях или о тех, кои не ведают правой веры и Божьих заповедей. Ибо все они по необходимости заблуждаются из-за своей слепоты, пороков и злонравия. А философское учение несомненно спасло бы их от этого.

Но скажу я тебе, Борис, и еще кое-что: [знай,] что философские занятия необходимы вообще всем королям — молодым и старым, неверным и правоверным, плохим и хорошим. Ибо философия (или книжная умственная мудрость) создана Богом недаром, а чтобы быть полезной людям. И никому она не может быть так полезна и нужна, как королям. Я говорю не о молодых, и неверных, и злонравных, а о правоверных, и мудрых, и украшенных всеми добродетелями королях.

Одна причина в том, что среди королевских дел случаются бесчисленные вещи, о коих нужно повседневно помнить и заботиться. А среди этих забот и дел часто встречаются трудные вещи, над коими нужно хорошо подумать, и сообразить, и поискать в книгах, и поломать голову, так что королю и его думникам, занятым иными делами, невозможно удержать в памяти столько расчетов и разных соображений. И поэтому им необходимы философские книжные занятия, чтобы узнать о тех или о других делах и найти в книгах примеры того, что бывало раньше.

Другая причина в том, что короли и их думники, князья и властели, постоянно окружены льстецами, кои и сами подают плохие советы и потакают всему дурному, что задумают правители. И нет никаких сомнений в том, что льстецы довели несметное множество королей до беды и до позора или даже до погибели, как об этом уже было сказано в разд. 32, пункты 44,45,46. И поскольку короли окружены льстецами, кои своими ложными советами ведут их к беде и погибели, было бы хорошо и необходимо, чтобы разумный король держал у себя хотя бы одного или двух философов в должности историка или летописца и исправителя языка, кои бы со своей стороны говорили ему правду, а если бы побоялись сами сказать правду, то хотя бы указывали и представляли книги, которые не боятся говорить истину.

Ты видишь, Борис, как нужна философия всем правителям. А в этом преславном Русском королевстве она особенно надобна, поскольку здешние государевы думники политических и философских книг не ведают.

II6. Борис: Однако наши государи и думники этого королевства, как и многих иных королевств на свете, учатся мудрости на [своем собственном] опыте, и это лучше, чем учиться по книгам.

Хервой: Ты правильно говоришь, что [собственный] опыт — это самое лучшее и истинное [дело]. Но такая мудрость имеет два недостатка:

Во-первых, она поздно приобретается, ибо опыт приносит ее не молодым людям, а только старцам. Мудрость, доставленная опытом, служит не тем, кто ею обладает, ибо, когда они ее достигнут, их покидают и силы, и желания. А книжная мудрость доступна и молодым людям. Пример этого — Александр, который на восемнадцатом году жизни начал свои великие дивосильнические деяния и совершил их за короткое время. А среди его деяний не так удивительно то, что он покорил столько городов, и королей, и народов, но достойно памяти и удивления, что он сумел держать в страхе и в любви и приводить в покорность своих местных македонских воинов, уставших от стольких ратей и не раз хотевших покинуть [своего] короля. А мудрость эту Александр получил не из опыта, а от Аристотеля и от философии.

Второй недостаток в том, что учение на опыте связано со многими ошибками и убытками. Тому, кто учится на собственном опыте, приходится часто ошибаться и часто терпеть убытки. Отсюда и пословица: «На ошибках люди учатся». А те, кто занимается философией, избавлены от столь частых ошибок и убытков. Так что, если кому-нибудь на свете и нужны философские занятия, то королям они, конечно, всего нужнее. Ведь королям не следует учиться на ошибках, ибо королевские ошибки вредны, разорительны и гибельны для целых народов.

Теперь ты видишь, Борис, что книжная мудрость и философское учение нужны всем правителям. Однако на наше горе короли и князья не только не приглашают философов, но чаще изгоняют и убивают их. Афиняне изгнали своего законодателя Солона. Александр убил своего летописца Каллисфена за то, что он разумно советовал ему не делать себя богом. Еврейские короли изгоняли и убивали своих пророков.

Вывод: тот, кто говорит правду, повсюду ненавистен.

12. Борис: Кто из дивосильников наиболее достоин того, чтобы наши короли следовали его примеру.

Хервой: Я назову тебе троих — Кира, Константина и Карла, а ты можешь из книг узнать и о других.

Кир Первый, персидский король, был одним из наидостохвальных дивосильников и королей на земле. Ибо даровал ему Бог всякие высшие королевские доблести, и особое счастье, и благое правление, и много славных побед. И с помощью пророка Даниила привел его к познанию себя — истинного Бога. Поэтому и сказал о нем Господь устами Исайи: «Говорю я Киру: ты — пастырь мой и выполнишь все мои повеления». А грек Ксенофонт написал о его подвигах целую книгу7.

Правителей, коих Бог одарил столь высокими достоинствами, мы должны считать не просто нашими государями, но и орудиями милости Божьей. То есть посредством их Бог хотел помочь людям установить на земле мир, справедливость и умеренность и наказать дерзость гордых и тщеславных городов и правителей.

Так, при посредстве Кира Господь наказал за гордость Балтазара и других вавилонских королей. Ибо Балтазар осквернил святые церковные сосуды и разгневал этим Бога, и потому лишился престола и жизни. Считалось, что город Вавилон — неприступен, но Кир вместе с Дарием, королем Мидийским, чудом взяли его. Большая река Ефрат протекает через город — Кир отвел ее в сторону и по ее руслу проник в город.

Таким же образом, позднее, Александр убил короля Дария и разорил могучий город Фивы, и чудом [одолел] морской город Тир. И был он орудием Божьим для наказания надменных греческих городов и персидских королей за их грехи.

А римляне разрушили гордый и многоидольный город Карфаген и повергли ниц множество городов и королей.

13. Из этого мы заключаем, что бог создал и хотел иметь все могущественные королевства, чтобы с их помощью принудить к умеренности и скромности насильников и людодерцев и гордые роскошествующие города и чтобы защитить слабый люд от могучих злодеев, чтобы установить скромность, справедливость, мир и благие законы.

И знай, Борис, что Бог создал и предназначил для усмирения высокомерных тиранов и роскошествующих городов не только эти четыре королевства — Ассирийское. Персидское, Греческое и Римское, но (как с мы уже ранее говорили) и все остальные, какие есть на земле великие, могущественные и знаменитые королевства. Чтобы мир, справедливость и законность сохранялись на свете и добром и силой.

Однако и сами великие королевства обычно начинают возноситься и забывать Бога, и со временем бывают за это наказаны иными [народами]. Татары и турки издавна уже наказывают за грехи другие народы. Но, может быть, еще придет время, да Богу будет угодно, чтобы и они были наказаны другими [народами] и приняли кару за свое тщеславие и богохульство.

14. В связи с этим надо сказать об одном великом заблуждении, которое ввело нас, славян, в большой соблазн. То есть [о том], что некие греческие льстецы, услышав пророчество Даниила о четырех королевствах, стали утверждать, будто Бог дал этим королевствам какую-то особую власть, достоинство и величие больше, чем всем остальным королевствам на земле, и будто бы другие королевства не могут сравниться с ними властью и достоинством. И в частности [они относили это] к Римскому королевству (уже после его падения и после разорения города Рима) и не постыдились внести в царские законы при царе Юстиниане лживые и клеветнические слова: «Царь Римский — господин всего света».

Однако надо знать, что, во-первых, ни одному из этих королевств Бог никогда не давал власти над всем светом.

Во-вторых, ни одно из этих королевств не имело никаких дел и сношений с теми королевствами и народами, кои не были им завоеваны или сами по своей воле не присоединились к нему. Например, Китайское, Чинское, Эфиопское, Скифское и это наше Русское, Польское и Литовское королевства никогда не попадали под власть римлян. И поэтому римские цари никогда не имели в этих королевствах никакой власти и прав и преимуществ. И не могли отнимать у них и даровать им какие-либо отличия и привилегии.

В-третьих, иные свободные, великие и самодержавные королевства не уступают этим четырем [королевствам] ни в славе, ни в чести, ни в величии, ни в достоинстве, ни в правах, ни в каких-либо знаках власти. Например, в нынешнее время, после падения Римского царства, Персидское, Французское, Турецкое, Испанское и Русское королевства во всем равны древнему царству Августа, то есть эти короли обладают таким же, если не большим, достоинством и властью, и могуществом, и правами, как и Август, даже если пределы их владений не так велики. А Русское наше королевство и подавно равно Римскому, раз оно никогда не было под властью Рима.

В-четвертых, то, что Даниил говорит и пророчествует об этих четырех королевствах, еще не доказывает, что Бог дал этим королевствам какое-либо превосходство или старшинство над другими.

Но из этого следует:

Во-первых, что Бог этим хотел показать Навуходоносору и всем остальным королям, что мир управляется не случайно, а по его Божьему промыслу, и что он, Господь, дает власть кому хочет, и отнимает ее, у кого хочет, и все это рассчитано в его небесных книгах: чему и как быть до скончания веков.

Во-вторых, поскольку тогда, после гибели Ассирийского королевства, погибло, по воле Божьей, и Еврейское королевство, и высшая власть была отнята от рода Давидова, из коего предречено было выйти Христу, то чтобы евреи не отчаялись и не разуверились в первых пророчествах, Бог объявил им через Даниила время рождения Христа и что должно будет произойти в ту пору.

В-третьих, хотел Бог вознести своего Христа над всеми королями этого света и поэтому назначил, чтобы при нем возникло наисильнейшее королевство всего света и чтобы победил его Иисус Христос не железом, а деревом, не силой, а терпением. Ибо предсказал Даниил, что камень, отпавший от горы, ударит по истукану (символу этого королевства) и разобьет его на куски (Кн. Даниила, гл. 2.34).

Из всего этого мы заключаем, что Римское королевство было сильнее всех иных на свете и что не будет и не может быть королевства, равного ему по силе. Однако честью и достоинством оно было ничем не выше других, — и Август или Нерон, Домициан и Деций мучители были [ничем] не выше Давида, Осии и Езехии. И позднее христианские греческие и немецкие короли (преемники Константина и Карла) были ничем не выше французских, испанских и иных христианских королей.

Более того, эти греческие и немецкие короли не имели в действительности никакого отношения к тому Римскому царству, которое было предречено Даниилом, и ложно именовали себя [римскими царями] из-за своего суетного заблуждения и из собственного хвастовства. А если бы они имели какое-нибудь отношение к этому царству, то должны были бы уже быть разбиты в прах и уничтожены Христовым (камнем).

Мне кажется странным и удивительным, что титула они изволили сами себя приписать к числу врагов Христа, на коих он должен ополчиться и в конце концов погубить и уничтожить.

Борис: Грешно ли было этим королям именовать себя римскими царями.

Хервой: Бог им судья, и не мне судить об льстецам удалось ослепить греческих и немецких королей и что ради этой суетной мирской славы и ради этого пустого римского этом. Ведь и они имели на то свои причины, а некоторые их них и [впрямь] владели Римом. Но я не знаю, чем можно оправдать нашего царя Ивана, который никакого отношения и никаких дел к Риму не имел.

15. Вкратце расскажу тебе о Константине (как я раньше обещал): этот благочестивый и достохвальный царь был подлинным, а не мнимым римским царем, ибо владел всем этим [Римским] царством. А прозвище «Великий» он снискал не ратными подвигами и не битвами, а мирными деяниями: епископы прозвали его так за то, что он жарко и истово чтил Бога и заботился о благочестии — созывал соборы, строил церкви, старался улаживать церковные раздоры, смирялся перед епископами и не желал судить их тяжбы.

16. Однако я думаю, что ни один из королей с начала человеческого рода не подавал своим преемникам такого благого и достойного подражания примера, как Карл Первый, немецкий и римский король. Ибо этот Карл вел счастливо и удачно множество войн и победил несколько королей и князей. Изгнал из Франции сарацинов. После тридцатилетней войны заставил саксов принять христианскую веру. Рим освободил от лангобардов и вернул папе свободу. Поэтому Карл этот был одним из великих дивосильников, ниспосланных Богом для установления справедливости и мира, таким же, как Давид, Кир, Александр, Юлий, Август, Константин и Феодосии.

Подобным дивосильникам надлежит не только вести войны, но и заботиться о справедливости и о благочестии. Карл отличался в обоих этих делах. И рати лютые, долгие и непрестанные рати вел до самой своей смерти, и о [своем] мирном долге не забывал. Несколько раз созывал соборы: в Риме, во Франкфурте и во Франции. Основал три училища — в Болонье, в Павии и в Париже. Создал в Немецких землях много монастырей, при коих были и училища. Приказал записать французские законы. Велел собрать и привести в порядок старинные немецкие песни и повести. Уже в старости стал учиться философии и астрономии. Велел, чтобы ему читали за столом книги святого отца Августина. Пел в церкви часы и читал сам молитвы и своим князьям велел делать то же самое. Договаривался через послов с сарацинскими королями, чтобы они лучше обходились с христианами. Приказал дать ветрам и месяцам немецкие названия, коих они дотоле не имели.

Из всего этого ясно, что Бог одарил и украсил этого короля высокими достоинствами и добродетелями и великой удачей, и поэтому его справедливо назвали Карлом Великим.