кафедра политических наук

Виртуальная библиотека


 

Раздел 20

О СЧАСТЬЕ НАРОДА НАШЕГО

Кое-когда случается, что чужеземцы не только заражают нас своими собственными пороками, но наши благие порядки и наше народное счастье (одни по злобе, другие по глупости) осуждают, и хулят, и отвращают нас от них.

Поэтому думнику надо понять и хорошо знать:

1. Что хорошего имеет наш народ от природы.

2. В чем счастье и благо нашей земли.

3. Что есть хорошего в законах, порядках и обычаях.

4. Что есть хорошего в церковном благоустроении.

1. Первое наше счастье дано нам от природы: наши люди не честолюбивы, не слишком рвутся к власти и поэтому легко подчиняются человеку, знающему их природу, и их легко принудить к тяжелой работе, и к ратным трудам, и к смертельной опасности. Не таковы многие иные народы.

2. Довольны бывают простой и обычной едой и питьем и не проявляют чрезмерной заботы об их приготовлении. Немцы не перестают хвалить свои пресладкие яства и прероскошную жизнь. Но мы не должны им в этом завидовать и мечтать об этих. трудно добываемых и привозимых из Индии яствах.

В приготовлении постелей наши люди также не отличаются чрезмерным старанием и усердием. А немцы все утопают в перинах.

3. Наши люди хорошо умеют и привыкли приготовлять дешевые и легко добываемые запасы еды и питья, достаточные для поддержания человеческой жизни.

4. А страны этой первое счастье состоит в том, что страна имеет безопасные рубежи со [стороны] Студеного моря.

5. Второе счастье — хорошие соседи: персы, черкесы и поляки (если бы мы их использовать умели).

6. Третье счастье — слабые соседи, такие, как калмыки, самоеды и иные сибирские народы, от коих нечего бояться тяжких набегов.

7. Четвертое счастье — плоды и урожаи земные и водные. Ибо эта Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, везде на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.

8. Пятое счастье [этой] земли — пригодность морей и судоходных рек и [наличие] разных материалов для постройки кораблей, чтобы решиться на большие плавания. Мы вполне можем и по сухопутью завести и развивать самую большую торговлю и перевозить товары от разных народов к иным народам.

9. А в законах и в народных обычаях есть некоторые очень хорошо установленные вещи. Из коих первая и наилучшая — совершенное самовладство.

10. Другой хороший обычай — закрытие рубежей, [то есть то], что чужестранцам не разрешается свободно и просто приходить в нашу страну и что нашим людям не разрешают без важных причин скитаться за пределами королевства.

Эти два обычая — две ноги и два столпа сего королевства, и их надо свято соблюдать. Сердце и душа сего королевства — закрытие рубежей, и его надо подкрепить чужепудием, о котором [говорится] ниже.

11. Третий благой обычай: [то], что никому не дозволено жить в бездельЕ, или что никто не может освободиться от общих народных служб: при дворе, в приказах, в ратных походах, как [в противоположность этому] у немцев многие бояре и горожане живут в праздности и в роскоши, вроде того Сарданапала в древности или вроде откормленных свиней, от которых никому на свете нет пользы.

12. Пятый благой обычай: никому не дозволено проповедовать ереси.

13. Шестой благой обычай, и счастье народное, и духовный наш Палладиум — соблюдать святые бдения, и посещать заутрени, и обязательно бывать при святой литургии, мало спать и рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постом.

Мне кажется, что это — наиглавнейшая причина сохранности сего королевства. Это, действительно, истинная и высшая твердыня. Поэтому короли наши и церковные пастыри должны особенно заботиться о том, чтобы это строгое соблюдение церковного благоустроения отнюдь не нарушалось никакими изменениями или послаблениями.

14. Седьмой полезный обычай это — способ наказаний, принятый в этом королевстве, то есть ссылка, [при которой] ссыльным дают средства для житья или королевское жалование. Ибо король может наказать так любого виновного, не вызывая сильного ропота и волнения людей. Ведь плохо, [когда] известного и ранее полезного человека за какое-либо преступление наказывают, и вконец покидают [его], и не дают ему средств для житья, как поступил Юстиниан, который ослепил Велизария (некогда очень полезного для него бана) и лишил всего имущества, так что этому бедному бану пришлось жить, прося милостыню у людей.

Плохо советуют [те], кои предлагают не давать прокорма ссыльным людям, раз они бесполезны. Ибо они, может быть, [и] бесполезны, но обычай этот для королевства небесполезен.

15. Зная об этих доселе перечисленных наших народных удачах (полученных от природы и благоприобретенных), мы можем сравнить наше житье с житьем иных народов и заключить, что Русская земля богаче и лучше Литовской, Польской и Шведской, так что наши люди могут жить удобнее и зажиточнее, чем жители этих упомянутых стран. Хотя в Шведской земле имеются медные рудники, а в Польской — немного серебра, но эти выгоды не могут сравниться со всеми перечисленными достатками Русской земли.

16. А сравнивая с иными, более богатыми странами, где имеются виноград, шерсть, шелк, краски и иные дорогие вещи и где лучше благоустроение.и развитие промыслов, как в Греческой, Французской, 'Итальянской, Испанской, Английской и некоторых иных землях, надо сопоставить и признать, что бояре и более зажиточные горожане живут в этих странах намного богаче, удобнее и роскошнее, нежели на Руси. И наши русские люди, даже самые богатые, отнюдь не могут жить в такой роскоши и изобилии, как живут тамошние люди среднего достатка. И в любом из городов тех стран всегда больше золота и серебра, и всякого добра, и всякой всячины, нежели в десятке таких же русских городов.

Я не мог надивиться глупому суждению одного поляка, который, будучи в иных случаях разумным и мудрым мужем и правителем больших вотчин и городов некоего властеля, говорил, однако же, такие безрассудные слова, что, де, Литовская земля гораздо богаче деньгами, нежели Французская, хотя ведь Литва намного беднее и просто нищая рядом с Французской землей. Ибо у французов есть по крайней мере десяток городов, в каждом из которых больше денег, и серебра, и золота, чем во всей Литве.

Так же верно и то, что в Английской, Немецкой, Французской и в иных землях есть немало городов, в каждом из которых намного больше богатства, нежели во всей Руси, исключая царскую казну. И если бы Русская земля была так же населена людьми, и так же плодородна от природы, и так же возделана, как Французская, на Руси было бы во сто крат больше богатства, нежели ныне.

17. Из всего сказанного можно извлечь такой полезный урок: мы отнюдь не должны состязаться и соперничать с этими пребогатыми народами ни в угощениях (или в яствах и питиях), ни в дорогом убранстве одежд, ни в пышности серебряной посуды, ни в оплате чужеземных воинов. Ибо в этих вещах мы никак не можем сравняться с теми народами.

Перед поляками, литовцами, белорусами, татарами, сибирцами и иными такими же народами мы можем похвастать нашими яствами, и питиями, и платьем, и серебром, но если мы хвастаем яствами и питиями перед немцами, французами и итальянцами, то они лишь поднимают нас насмех, и презирают, и считают неразумными. А мы стараемся снискать себе великую славу лишь тем, что напиваемся на глазах у чужеземцев и сами выставляем себя им на посмешище.

Поэтому большого порицания и осуждения достоин был король Казимир Локеткович, когда он справлял ту пышную свадьбу, на которой было 5 королей и пять князей, и угощал их да поил вином, которое должен был покупать в их [же] землях и везти издалека.

А намного глупее поступил тот архиепископ гнезненский, который устроил в Париже великий пир, и позвал в гости всех учителей и учеников тамошнего училища, и поил французов у них же дома их же вином, а себя выставил на посмешище, будто медведя. О, суетная глупость, когда гость угощает хозяина в его же доме! За такой поступок тот кутила получил вполне достойную плату: ибо эти учителя преподнесли ему тогда некую обидную книгу, написанную каким-то немцем для осмеяния всего польского народа, из-за чего епископ жаловался потом Констанцскому собору, но не исправил [дела], а только усугубил свой позор.

18. О титулах правителя — как их возвеличить и что достойно подражания — мы дадим совет в другом месте.

19. Наконец, вспомним и о том, [что] хотя в богатых странах более зажиточные люди живут удобнее и роскошнее, нежели на Руси, однако при всем том крестьяне и убогие горожане, кормящиеся рукоделием, живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах. Ибо там во многих местах земля занята виноградниками, разными плодами, красками, рудами и тому подобными вещами, так что хлеб не может расти. А те земледельцы и рукодельцы, которые занимаются этими вещами, а хлеба не сеют, живут в общем очень бедно. Ведь год они не пьют ничего иного, кроме чистой воды. Все вино, что сделают, они продают, хлеба едят очень мало, а о квасе и не ведают. А некоторые едят хлеб, сделанный из каштанов, из сорго и турецкой пшеницы и тому подобных вещей, и хлеб этот похож больше на землю, нежели на настоящий хлеб.

А в некоторых местах целые большие страны состоят из одних гор и камней, и хлеб [там] не растет, и люди едят предурной хлеб — и то понемногу, как [,например,] в Швейцарской, Тирольской, Зальцбургской и иных немецких землях.

А на Руси, по божьей милости, все люди, как самые бедные, так и самые богатые, едят ржаной хлеб, и рыбу, и мясо и пьют по крайней мере квас, если не имеют пива. Так что крестьянам и бедным рукодельцам живется на Руси намного лучше, нежели во многих местах Греческой, Испанской и других подобных земель, в которых кое-где мясо, а кое-где рыба слишком дороги, а дрова продаются на вес, и люди, живущие в этих теплых странах, в зимнее время от мороза страдают больше, чем страдают жители Руси. Ибо там спят в студеных избах без печей и без огня, а здесь живут в топленых избах.