кафедра политических наук |
||||
Виртуальная библиотека |
||||
1. Царь Иван Васильевич, желая стать варягом, и немцем, и римлянином, или кем-нибудь другим, лишь бы не быть ни русским, ни славянином, хотел поэтому и зятя иметь чужеземца. Пригласил он Магнуса, голштинского княжича, и выдал за него дочь своего брата, и назвал его королем Ливонским (как пишет хулитель Петрей). Но это было сделано неправильно: Магнус же, желая полновластно править Ливонской землей, рассердил царя и поэтому убежал к польскому королю.
2. При царе Федоре Ивановиче была в Москве тревога из-за храброго короля Стефана и из-за того, что царь Федор оказался слабоумным и неспособным править и решать такие дела. И тяжким было для людей бремя, наложенное царем Иваном. И некоторые решили пригласить на престол какого-нибудь князя из австрийского рода или [рода] немецких царей, чтобы он учинил им облегчение от тягот, и отправлен был некий немец, чтобы он договорился об этом с тем царем.
Но там, где люди не могли найти средства, Бог его нашел. Умер король Стефан, и люди избавились от страха, и забота о царстве была поручена Борису Федоровичу Годунову.
3. В 7107/1599 году царь Борис Федорович пригласил Густава Эриковича, шведского королевича, желая выдать за него свою дочь Ксению, если бы он согласился окреститься. Тот приехал, но креститься, как было обещано, не захотел, настаивал на возвращении и грозился поджечь Москву. Поэтому Густаву было назначено для заточения и для кормления Угличское княжество. В России он и умер.
4. В 7110/1602 году царь Борис пригласил королевича Иоанна, брата датского короля, желая сделать его своим зятем. Но эта опасность и угроза для народа с Божьей помощью быстро миновала, ибо этот жених прожил в Москве не более шести недель и умер до свадьбы.
5. В 7113/1605 году пришел на Москву разбойник Гришка-расстрига, который одиннадцать месяцев позорил русскую корону и царство. К нему охотно присоединялись чужеземцы и дети чужеземцев-перекрестов, [такие] как Басманов и иные.
6. В 7118/1610 году после того злосчастного клушинского разгрома, когда немецкая верность, по примеру Иуды Искариота, предала русское войско врагам [и обрекла его] на смерть, а царство на разграбление, трое мятежников, договорившись с неприятелем, взбунтовали народ, чтобы свергнуть с престола царя Василия Ивановича Шуйского, а избрать шведа Владислава Зудермана, польского королевича. Но и тогда один лишь Бог избавил наш народ от позора чужевладства, который мы сами безрассудно навлекли. Ибо Сигизмунд не спешил послать сына на царство, и этим временем воспользовались те, кои дорожили народной честью, чтобы избрать преблагого и преславного царя Михаила Федоровича, вечная ему память.
7. В 7119/1611 году Василий Бутурлин, сговорившись с новгородцами, известил шведского войскового бана о том, что бояре и сословия русские хотят иметь царем Филиппа, шведского королевича. В 7121/1613 году Филипп пришел на рубеж, надеясь стать царем. Однако Бог по своему бесконечному милосердию отвратил и эту напасть и открыл глаза русским князьям, чтобы они не поддались на хитрости этого искателя и не надели себе на шею позорное ярмо чужевладства.
8. В 7152/1644 году приехал в Москву граф Вольмар Христианович, сын датского короля, рожденный женой, которая до законного венчания была опозорена королем, и поэтому лишенный [права] избрания на датский престол. Дома и у немцев он не имел ни княжеского, ни королевского титула, а звался просто «граф Вольмар», то есть «властелин» или «боярин» Вольмар. Граф этот было уже почти осуществил свой план, но Бог и тогда над нами смилостивился и обратил его замыслы в прах. Все же он увез 100 тысяч рублей золотом и на 50 тысяч мехов, и его челядь [увезла] множество подарков.
9. В 7168/1660 году уехал из Москвы в добрый час Николай Давидович, грузинский царевич.
Вот сколько было за короткое время чужеземных искателей русского царского и княжеского престола.
А еще до всех тех к великому князю (не знаю которому) была привезена на Русь из Английской земли княгиня Честерская и умерла перед свадьбой.
И отсюда видно, что до сих пор только Бог спас Русскую землю от чужевладства. Ибо в случае прекращения рода царского нашелся бы среди честерских князей искатель наследства.
10. Стало быть, чтобы украсить сей широкий земной круг и помочь Божьему делу, надо понять, что глупость добровольного рабства и выпрошенного многими мольбами чужевладства подобна некоему мерзкому лишаю на красивом лице. Ибо если эта глупость не стала бы явной для всего света, нельзя было бы по достоинству оценить ее мерзость, и не проявилось бы столь очевидно благоразумие тех людей, кои, по милости Божией, свободны от этого соблазна и позора.
Нашему народу выпал роковой жребий (в наказание за наши грехи): нести на себе этот всемирный срам и позор. Ибо если истинна басня о варягах, то Русская земля со времен Гостомысла, за тысячу лет, имела не более четырех правителей из своего народа (царя Бориса Федоровича, царя Ивана Васильевича, царя Михаила Федоровича и благочестивого государя нашего царя Алексея Михайловича), а однако же и в это время при царях из своего [собственного] племени столько раз возникала опасность чужевладства.
А у поляков за 300 лет было уже 13 королевичей [и] все — чужеземцы, и некоторым из них еще пришлось униженно, и позорным образом, и усердно бить челом, чтобы они приняли престол, особенно Казимиру Ягайловичу. А русские некогда (как лжет хулитель Петрей) с плачем и со слезами били челом варягам, чтобы [те] отпустили к ним трех своих князей на Русь на княжение.