кафедра политических наук |
||||
виртуальная библиотека |
||||
|
1. Великий Новгород,
царствы Казанское,
Астараханское,
Сибирское, государство
Псковское, княжствы
Смоленское, Полотцкое, и
тех государств в первые
городы посылаютца
воеводы, бояре и
околничие, а с ними
товарыщи, з боярами
околничие и столники и
дьяки, а с околничими
столники и дьяки; и
ведают те государства, с
пригороды и с уезды, во
всяких государственных
и земляных делах, против
того ж, как ведают на
Москве бояре и думные
люди Приказы. А ведают
всякие государственные
и земские дела и указ по
них чинят, которые мочно
им чинить и вершить по
наказом их, каковы им
даются из Розрядного
Приказу и по Уложенной
Книге, и не описываясь к
царю; а которых великих и
спорных дел вершити
будет за чем не мочно, и о
таких делех о указе
пишут к Москве к царю, а
без указу великих дел
делати и докончати не
смеют. А вором,
розбойником и татем, и
иным злочинцом, указ
бывает против того ж, как
и на Москве. А казнити их
за их воровства смертию,
кто б каков ни был, без
указу царского и не
описався к нему не
велено, и учинити нихто
не смеет, кроме Сибири, и
Астарахани, и Терка,
потому что ис тех
городов к Москве к царю
писма их, и от царя
против их писем о всяких
делех указу вскоре
приходити не мочно, и их
в таких далних городех
велено казнити и без
указу царского, Руских
середних людей, и Татар,
и Чювашу, и Черемису, а
дворян, и мурз, и князей,
и нарочитых знатных
людей, без указу
царского казнити не
велено; а кого они казнят,
и им воеводам для
объявления велено
писать к Москве, кто за
что казнен и какою
смертию.
2. А которые к тем государствам и болшим городам належат городы, всякою ведомостью, и владетелством, и податми: и в те пригороды посылаются воеводы, дворяне и дети боярские, с Москвы и тех городов от воевод. А велено им дела делать по наказом, каковы даются им тех городов от бояр и воевод, и о всяких делех спрашиватися и писати к ним болшим воеводам, а не к Москве; а они болшие воеводы к тем пригородным воеводам, против их писма, потомуж от себя указ посылают, которые дела могут они делать сами, и они б делали, а чего делать не мочно, пишут о том к Москве, к царю.
3. Такъ же и в-ыных болших и середних городех бывают воеводы столники и дворяня, и дьяки, и подьячие вместо дьяков; а велено им в тех городех дела всякие делать по наказом же и по Уложению. А которых великих дел ведати и делати им не указано, и о таких делах велено им писати к Москве ж. А в судных кабалных делех велено им суды давати, дворяном, и детем боярским, и служилым всяких чинов и посадцким людем, и крестьяном, в болших городех, где воеводы с дьяками, в долговых делех во 100 и в 500 и в 1000 и в 10,000 рублев. А в-ыных городех, где воеводы одни сидят, или и с подьячими, а дьяков не бывает, велено суды давати в долговых делех в 10 и в 20 рублех, а болши дватцати рублев суда давати им не велено никому; а будет кто воевода, или приказной человек, болши 20 рублев суд даст, и тот суд не в суд, да на нем же судье возмут на царя пеню. А велено середних и менших городов всякого чину людем в болших своих искех судитися на Москве, кто где судим и под которым Приказом написан. А в самых болших городех, хотя в великих искех дают суды в 1000 и в 10,000 рублех, а обвинити они бес царского указу никого не смеют.
4. А бывает в городы к бояром и воеводам и приказным людем о всяких делех посылаются указы, пишутца грамоты таким обычаем: "От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичю Черкаскому" или "князю Ивану Алексеевичю Воротынскому с товарыщи"; а потом дело. Такъже и к середним воеводам против того ж: кто князь или столник и стряпчей, и его имянуют чин, потом имя; а к простому дворянину толко имя его, и отечество и прозвание. А пишетца та титла "всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец" не изстари, внове, при нынешнем царе, как учинились в вечном подданстве Малая Росия, войско Запорожское, гетман Богдан Хмелницкой с казаками и со всеми Черкаскими городами. Великою Росиею прозвано Московское государство; Белая Росия Белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в-ыных городех. Вопрос. Для чего пишетца "самодержцем"? Ответ. Как прежние цари, после царя Ивана Васильевича, обираны на царство: и на них были иманы писма, что им быть не жестоким и непалчивым, без суда и без вины никого не казнити ни за что, и мыслити о всяких делах з бояры и з думными людми сопча, а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати. А нынешняго царя обрали на царство, а писма он на себя не дал никакого, что прежние цари давывали, и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим, и потому наивышшее пишетца "самодержцем" и государство свое правит по своей воли. И с кем похочет учинити войну и покой, и по покою что кому по дружбе отдати, или какую помочь чинити, или и иные всякие великие и малые своего государства дела похочет по своей мысли учинити, з бояры и з думными людми спрашиваетца о том мало, в его воле, что хочет то учинити может; однако кого из бояр и из думных и ис простых людей любит и жалует, спрашиваетца и советует с ними о всяких делах. А отец его блаженныя памяти царь Михайло Федоровичь, хотя "самодержцем" писался, однако без боярского совету не мог делати ничего. Таким же обычаем посылаются грамоты и на посолства к послом: "От царя и великого князя имрк" и титлы; а потом "нашим великим и полномочным послом", одного имя пишут с товарыщи, или времянем всех по имяном. Да к ним же к бояром и воеводам посылаются грамоты, по их писму, как они которого году учинят в податех и во всяких делах и промыслех прибыль, такъже которые бояры и воеводы бывают на войне и учинят над неприятелем поиск, или послы на сьездех постановят вечной договор, или перемирье: и к ним посылаются грамоты, с милостивым словом за их раденье и службу, пишут таким обычаем: "Писали они бояре и воеводы, что которого году учинили прибыли и иного раденья" или "ис полков воеводы ж, что Божиею помощию, и заступлением Богородицыным и всех [святых], и его царскою молитвою и счастием, учинился им над неприятелем поиск" или "послы учинили посолство по его царскому изволению, и мы великий государь, за вашу верную службу и раденье, жалуем, милостиво похваляем, и во всем бы были они надежны на его царскую милость, а служба их у него великого государя забвенна не будет".
5. А которому боярину и воеводе и приказным людем, или послом и посланником и гонцом, или кто к какому делу будет уставлен, лучитца писати к царю против всяких дел отписки: и они пишут таким обычаем: "Государю царю и великому князю" имя его царское и титла против такого ж обычая, как и в грамотах царских пишется к ним, а по титле "холоп твой Янка Черкаской, Ивашко Воротынской или кто нибудь с товарыщи (или и один) челом бьют (челом бьет)" потом дело; а княжеством ся не пишут, и чину своего не поминают.
6. А кому лучитца о каких делех бити челом царю самому, и в Приказех судьям, и в городех и в войне воеводам, или послом, и в челобитных своих пишут, бояре и околничие и думные и всякого чину служилые люди: "Царю государю и великому князю" имянованье и титла его царская против того ж, что и в отписке, а потом "бьет челом холоп твой князь или и боярин" и простой человек полуимянем же, без княжества и без чину; а посадцкие люди и крестьяне пишутца в челобитных своих "рабами и сиротами", а не холопми. Такъже и жены и дочери всяких чинов людей пишутца в челобитных своих "рабами и сиротами", полуимянем же; а отцов своих и мужей пишут в челобитных своих целыми имянами, и имянуют прозвище и чин. А кому бояром, и ближним, и всякого чину людем, о чем лучитца бити челом царице, и царевичам, и царевнам, и они пишутся против того ж что и к царю "холопми и рабами и сиротами", а их титлы пишут: "Государыне царице и великой княгине имрк"; царевнам: "Государыне царевне и великой княжне имрк", а болши того титл не бывает; а царевичам пишут: "Государю царевичю и великому князю" имя его и титла такова ж что и царская, а "самодержца" не пишетца. А власти, патриарх и митрополиты, и иные, и простые чернцы, и черницы, и попы пишутца к царю, и к царице, и к царевичам, и к царевнам, во всяких писмах целыми своими имянами и чинами.
7. Да в тех же во всех городех царские всякие доходы, и поборы с посадцких и с уездных крестьян, и таможенные и кабацкие и иные зборы, которые на вере и на откупу, во всех городех велено собирати по окладом, против того ж что на Москве, по чему с которого города и с уезду и с таможень и с кабаков и с-ыных откупов положен погодно оклад: и то б все собирали, никому ни в чем не норовя, и присылати к Москве все сполна; а кто будет воевода и приказной человек за чем у кого чего не соберет, и то велят доправить на самом воеводе. А на какие дела понадобятца денги в тех городех, и им о том велено писати к Москве, и роздавати во всякие росходы з запискою.
8. А для остерегания, или оберегания города, в болших городех устроены стрелцы и казаки, вечным житьем, пушкари и затиншики и воротники, а в-ыных местех салдаты, и бывают около казны, и по городу, и у ворот на стороже, и посылают их во всякие посылки. А в-ыных не в порубежных городех, для оберегания города, устроены толко одне пушкари, и затиншики, и воротники. А ключи городовые, воротние, во всех городех бывают у воевод и у приказных людей.
9. А когда лучитца быти у Московского государства с-ыными государствы войне, и для воинского времяни во всяких городех у монастырей и у дворян устроены осадные дворы: и в воинское время на те дворы, со всеми своими животами и з запасами и з женами и з детми, живут в городех. А крестьян из сел и из деревень велят, со всеми их животы, высылать для осады в городы ж, и те крестьяне, в осадное время, с посадцкими и с-ыными людми бывают по городу на стороже с ружьем своим или с царским.
10. А которой город попортитца, или за старостью розвалится: и на строение городов, для починки и вновь, казну собирают того города с торговых посадцких людей и с уездных крестьян, повытно, смотря по городовому строению; а чего не достанет в строение тое зборные казны; и на такое строение велит царь имати из своих царских доходов. А мастеров каменшиков, и плотников, и иных работников, емлют в том же городе и уезде и из иных городов. А пушки, и пушечные запасы, и всякое воинское и осадное орудие, посылается в те городы с Москвы, смотря по городу. Такъже в болших каменных монастырех, для осадного времяни, пушки и пушечные всякие запасы и всякое осадное оружие царское, и в-ыных монастырех для оберегания городов от воинских людей устроены стрелцы и пушкари; а где стрелцов нет, и в тех монастырех устроены, слободами, торговые люди и крстьяне.
11. А будет в Московском государстве построеных каменных городов, кроме монастырей, с 20 городов, или мало болши, а досталные все деланы деревяные, на земляных валах и просто на земле; и для войны насыпают те городы песком и каменьем, а для крепости тех городов копаны кругом глубокие рвы и бит деревяной чеснок, а в-ыных рвах пущена кругом вода.