кафедра политических наук

Политическая история России

 
 
Сословно-представительная монархии Феодальные сословия Самодержавная власть Земские соборы Боярская дума Приказы Местная администрация Соборное Уложение Церковный раскол "Бунташный век" Присоединение Украины Общественно-политическая мысль

 

Местная администрация

В XVII в. местное управление сочетало выборные губные и земские учреждения, созданные еще при Иване Грозном, с воеводской властью, сфера компетенции которой значительно расширилась. Система местных выборных и правительственных учреждений в городах и уездах может быть представлена в виде следующей схемы:

Воеводы

Изначально термин воевода был связан с военной службе, но позже воеводами стали называть должностных лиц, назначаемых для управления определенными территориями. Назначение воевод началась в XVI в., однако в тот период их ставили только в пограничных городах. В дальнейшем  эта практика начала применяться гораздо шире, и уже в 1625 г. в 146 городах и уездах числилось воеводское управление. Воеводы подчинялись Боярской думе и приказу, который ведал данной территорией. Воевод назначали на два-три года и снабжали подробным наказом, как должно "промышлять государевым делом". В больших городах было несколько воевод, один и которых считался главным, или же вместе с воеводой назначался товарищ воеводы. В компетенцию воевод входил широкий круг военных, административно-полицейских и судебных обязанностей.  Воевода осуществлял набор служилых людей, полицейский надзор за городом, контролировал сбор податей, сыск по политическим делам, проходившим по категории "слова и дела государевых". При воеводе была канцелярия - съезжая изба, которой управлял дьяк со штатом подьячих. В подчинении у воеводы состоял ряд должностных лиц: осадный голова, ведавший городской крепостью, засечные (в пограничных уездах), острожные, стрелецкие, пушкарские,  казачьи, объезжие, ямские головы.

В отличие от князей-наместников и волостетелей начала  XVI в., воеводы должны были получать жалование, а не собирать в свою пользу доходы с подвластной им территорий. По крайней мере так было официально, но выражения корм и кормление не исчезли из повседневного обихода. Служилые люди били челом государю, чтобы их отпустили на воеводство "покормиться". С. М. Соловьев красочно описывал отъезд счастливчика, получившего такое назначение: Рад дворянин собираться в город на воеводство- и честь большая и корм сытный. Радуется жена: ей тоже будут приносы; радуются дети и племянники: после батюшки и матушки, дядюшки и тетушки земский староста на праздниках зайдет и к ним с поклоном; радуется вся дворня - ключники, подклетные: будут сыты; прыгают малые ребята: и их не забудут; пуще прежнего от радости несет вздорные речи юродивый (блаженный),живущий во дворе:  ему также будут подачи. Все поднимается, едет на верную добычу."

С. В. Иванов Приезд воеводы

Надо полагать, совсем иные чувства обуревали жителей города и уезда, в который приезжал воевода. Недаром сложилась поговорка: "Наказал Бог народ - прислал воевод".  На воеводу, назначенного в города Европейской России, еще можно было найти управу. Что касается воевод на окраинах, то они были полновластными хозяевами своих территорий. Например, до Якутска назначенный в Москве воевода добирался три года, и в этих условиях  контроль за его действиями был практически невозможен. Часто должностные лица не могли поделить богатой пушной казны, ссорились и слали друг на друга доносы. Якутский воевода Петр Головин держал в семи тюрьмах более ста служилых и промышленных людей, в их числе товарища воеводы и дьяка. О самоуправстве мангазейского воеводы Григория Кокорева его товарищ Андрей Палицын доносил: "Приедут самоеды с ясаком, воевода и жена его посылают к ним с заповедными товарами, с вином, несчастные дикари пропиваются донага, ясак, который они привезли, соболи и бобры, переходя к воеводе, а самоеды должны платить ясак кожами оленьими, иные с себя и с жен своих снимают платье из оленьих кож и отдают за ясак, потому что все перепились и переграблены. Который торговый или промышленный человек не придет к воеводе, к жене его и к сыну с большим приносом, такого воевода кидает в тюрьму, да не только его самого, но и собак его посадит в тюрьму, да берет потом выкуп и с самого, и с собак". Собственно говоря, в XVII в. едва ли не каждый сибирский воевода заканчивал свою службу тем, что попадал под "сыск о воровстве" вместе со всеми соучастниками. Но это не мешало вновь назначенным воеводам аккуратно повторять судьбу своих  предшественников.

Губные и земские учреждения

В XVII в. выборные губные и земские учреждения, созданные еще при Иване Грозном, постепенно превращались в исполнительные органы при воеводе. Губных старост выбирали люди всех сословий на местном съезде из дворян или детей боярских. В уездах служили двое или более губных старост, имевшие штат помощников в губной избе.  Губные старосты ведали уголовные дела: разбой, татьбу, душегубство, поджоги и т.п. Введение воеводского управления изменило круг обязанностей земских старост, которых избирали посадские и уездные люди (лично свободные черносошные крестьяне). Вместе с головным земским старостой в земской избе заседали "советные люди". Изменились задачи земского управления, если раньше оно занималось судебными делами, то теперь за земскими старостами остался в основном сбор средств на содержание воеводской администрации.

Разряды

На протяжении всего XVII в. шло укрупнение уездов путем их сведения и объединения в разряды. Процесс начался с пограничных уездов, где во время военных действий с Польшей и Швецией были созданы военные округа. Затем создание разрядов затронуло внутренние уезды - Рязанский, Белгородский, Тамбовский, Казанский. В разрядах уездные воеводы подчинялись окружным воеводам. Разряды до известной степени послужили прообразом будущих губерний.