кафедра политических наук

виртуальная библиотека


Ковалев Георгий

Посошков Иван Тихонович 
(1652-1726 гг.)

Cреди произведений, появившихся в петровское время и навеянных духом реформ императора, особое место занимают сочинения Ивана Тихоновича Посошкова - известного русского экономиста, который вошел в нашу историю в качестве самобытного писателя, выдающегося изобретателя, рационализатора, удачливого купца и активного гражданина.

Родился он в 1652 г. в семье ремесленника-серебряника в подмосковном селе Покровском (ныне - район Бакунинской (бывшей Покровской) улицы, Гаврикова и Ирининских переулков в Центральном округе Москвы). Его отец был из крестьян, что находились в ведении Оружейной палаты и работали в различных мастерских Государева двора.

В 1687 году он стал владельцем винокуренного завода близ Калуги, в 1694 году создал модель денежного станка в подарок государю, а еще через три года представил Петру "огнестрельные рогатки в 3 ряда" (прототип пулемета) и получил от царя задание совершенствовать свое изобретение. После Указа государя от 1700 года о чеканке медных монет стал И. Посошков первым чеканщиком "...и все то денежное дело установил...". В том же году занялся он изготовлением водок и медов для царского стола, для чего построил Аптекарский двор в Москве. А в 1704 году "России уставной денежного дела мастер" отвечает за установку станков на Монетном дворе.

Одновременно появляются литературные труды И. Посошкова - книга "О ратном поведении" - своеобразный сборник мер и предложений по совершенствованию армии, направленный боярину Ф. Головину; Предложения по реорганизации духовных дел и по отношению к раскольникам направляет И. Посошков блюстителю Патриаршего престола Стефану Яворскому.

Большая часть сочинений Посошкова посвящена религиозно-нравственным вопросам. По своему мировоззрению он был человеком допетровской эпохи, молодость его пришлась на последние годы царствования Алексея Михайловича. Тогда насущным и главным был вопрос об истинном православии, который остро поставили раскольники. Стремясь выявить истину, Посошков усердно изучал Священное писание и достиг значительных успехов, если принять во внимание, что он не получил классического образования. Иван Тихонович был самоучкой: "неученый есмь человек, к сему же и земледелец", отмечал он в письме к митрополиту Стефану Яворскому, местоблюстителю патриаршего престола. Стремясь одолеть раскольников, он "много поискал в Божественном писании", результатом чего и явилась его работа "Зеркало очевидное". Сочинение его понравилось и ученым людям. В частности, один из церковных авторитетов, святитель Димитрий Ростовский, писал: "Книжица та воистину благопотребна, великое раскольникам обличение и постыжение".

Не меньше беспокоила Посошкова и "духовная нужда" (бездуховность) соотечественников: "Я мню, что и на Москве разве сотый человек знает, что то есть христианская вера, или кто Бог, или что воля Его и как Ему молитися. А в поселянах и тысящного человека не обрящешь." В связи с этим он предложил митрополиту составить и напечатать наставление о вере, о духовном и гражданском благочинии; для просвещения клириков, большей частью "неученых и пьяных священников", устроить "академию великую, всех наук исполненную", и без образования не посвящать "в пресвитеры и дьяконы".

Не дождавшись ответа от митрополита, Посошков сам составил "Завещание отеческое", где разъяснял основы религии в их приложении к жизни, наставлял, как должен себя вести христианин. Не меньший интерес представляет его предложение по реформе церковных и гражданских уложений. В частности, Иван Тихонович предложил во всех приходах завести церковные книги: родильные, крестильные, исповедальные и т .д., чтобы обнаружить всех уклоняющихся от таинств.

В 1710 году Иван Тихонович оказался в Новгороде, получив работу "у дел водочного строения и у фонтанного и у гербования бумаги" (право коммерческих операций и по коммунальным делам). Уже через два года строит он в городе аптеку, покупает дом, присматривает землю в губернии. К 1724 году имел Посошков 258 десятин земли, 72 души крепостных, начал хлопоты об открытии в Новгороде полотняной фабрики на 20 работающих.

Вскоре Посошков принялся за главное сочинение своей жизни - "Книгу о скудости и богатстве", которая содержала развернутый проект системы реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Он работал над ней три года, будучи уже в преклонном возрасте.

"Книгу о скудности и богатстве" Посошков считал главным делом своей жизни, написанную, почти целиком в Новгороде. Цель сего литературного труда автор определяет еще с первых страниц: "Предлагаю пути ликвидации лжи и негодности в деле. Свое мнение о том, как внедрить правду, во всех делах добиться улучшения и лучшей жизни народа и любви его".

Здесь автор ставит перед царем вопросы: о необходимости уравнения в правах российских и иноземных предпринимателей и ремесленников, о повышении качества продаваемой продукции, об упорядочении пошлин, о монополии на вино, о борьбе с процветающей коррупцией, о паразитизме многих дворян, о необходимости сокращения подушной подати или замене ее поземельной, о регламентации труда крестьян, о перспективе их освобождения, высказывает соображения по борьбе с пожарами, по курсу денег и прочее.

Возможно, эта книга и вызвала арест автора в августе 1725 года и привела к трагедии в жизни И. Т. Посошкова. Подобные труды в XVIII веке предназначались, как правило, одному, самому главному читателю - царю-батюшке, с желанием донести до него все "неправды" и "неисправности" и предложить меры, какими можно было бы помочь искоренению зла. Не зря в посвящении автор просит императора не открывать его имени, боясь, что ябедники и обидчики "не попустят мне и малого времени на свете жить, и потому буду я сам себе убийца". Слова оказались пророческими. Вряд ли сам Петр I успел прочитать книгу. Скорее всего, она попала в руки царских приспешников, которые и усмотрели в ней угрозу "слову и делу государеву".

По силе языка, по массе затронутых вопросов, по богатству мысли сочинение это дает полное право назвать Посошкова первым русским представителем меркантилизма. Многое из того, о чем говорил Посошков, составляло вопросы дня и так или иначе обсуждалось и другими современниками Петра; но для составления о том целого трактата, и притом при отсутствии знакомства хотя бы с начатками западноевропейской экономической науки, требовался недюжинный талант. Сочинение Посошкова не имеет узко экономического характера. Это целая программа переустройства русского государства, включающая и такие мероприятия, которые не получили осуществления и до настоящего времени. Посошков - прежде всего искатель христианской правды, а затем националист, сторонник демократической централизации на почве абсолютного монархического принципа.

В общих чертах книга обсуждает два предмета: всенародное обогащение, составляющее истинное богатство страны, и в связи с этим пополнение государственной казны ("царский интерес"), и истребление всякой неправды и несправедливостей.

В частности, он утверждал, что истинное государственное богатство состоит не в финансах, а в благосостоянии народа, и государство должно заботиться прежде всего о богатстве народа, а не о своих фискальных интересах. И эту мысль Иван Тихонович проводит на протяжении всей книги: "Сие дело невеликое и весьма нетрудное, еже царская сокровища наполнить богатством... но то великое многотрудное есть дело, еже бы народ весь обогатить. В коем царстве люди богаты, то и царство то богато; в коем царстве люди будут убоги, то царству тому не можно слыть богатому". Посошков утверждал, что для изжития скудости и обогащения государства и народа необходимо прежде всего побороть праздность и привлечь к трудовой деятельности все трудоспособное население.

Толчком к написанию, видимо, послужила энергичная деятельность Петра Великого по реформированию государства. В царе он увидел "явного правдолюбца", который с помощью немногих добросовестных помощников тянет государственный воз. Большинство же окружающих мешает ему - "нет у Великого государя прямых радетелей, но все судьи криво едут". За этот подвиг Посошков даже закрывает глаза на те стороны деятельности Петра, которые оскорбляют его "старомосковское" мировоззрение. Впрочем, не только его, но многих людей того же образа мыслей, сделавшихся ярыми противниками Петра I и его реформ. Им не нравятся "вечеринки с богомерзкими танцами", его сближение с нечестивыми иноверцами, хотя Посошков одобряет некоторые заимствования у иностранцев и признает, что у тех "все их житейские уставы весьма добры, кроме веры", и даже сам указывает на заслуживающий подражания немецкий порядок.

Посошков призывал вывозить из России не сырье, а промышленные товары, не ввозить из-за границы продукцию, которую Россия способна производить самостоятельно, соблюдать баланс экспорта и импорта.

И. Посошков выступал за промышленное развитие России, признавая в то же время роль сельского хозяйства, крестьянского богатства, которое он называл "царственным". Забота правительства должна быть направлена на развитие национальных производительных сил. В России много нетронутых естественных богатств: когда у нас разовьется самостоятельное производство предметов насущной необходимости, иностранцы будут к нам "ласковее, прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться". Способы поощрения отечественной промышленности - тариф, организация складочных торговых мест, развитие цехового строя, привлечение иностранных мастеров для обучения русских, развитие в народе грамотности и пр.

Не смотря на прогрессивный характер высказываемых идей, Посошков не смог перешагнуть через порог представлений о крепостнической системе как основе государственного строя и оплоте хозяйства. Тем не менее, Посошков настаивает на урегулировании отношений помещиков к крестьянам, обосновывая свое мнение тем, что "крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец - Всероссийский Самодержец".

Он скорбит о плохом возделывании земли, об истреблении лесов, о вреде разделов, настаивает на необходимости межевания, восстает против подушного налога: "во исчислении душевном, - говорит он, - не чаю проку быти, понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая, и цены неимущая; надлежит ценить вещи грунтованные", и притом так "казну собирать, чтобы и царства не разорять".

Посошков - противник множественности налогов: "многие вымышленники, хотя сборы пополнить вымыслили поземельные, подушные, хомутейные, банные, прикольные, с судов водяных, посаженные, мостовые, пчельные, кожные, покосовшинные, и с подводчиков десятые и называют то собрание мелочными сборы: обаче ни теми поторжными сборы наполниться казна не может, токмо людям трубацыя великая: мелочной сбор мелок он и есть". По его мнению, следует установить единый "государственный правдивый сбор, иже с Христова воплощения установленный, то есть десятинный", да и с товара установить единую пошлину, "ибо и с вола едина кожа содирается". Относительно соли Посошкова того мнения, что "вельми пригоже ей быть в свободном торгу".

Вероятно, главной крамолой книги было то, что Посошков находит реформистскую деятельность Петра безуспешной. Хотя и сочувственно говорит о тяжких трудах государя, но нигде не хвалит его реформ и более того - прямо утверждает, что его указы не достигают цели, утверждает, что много "новых статей издано, а немного в них действа, ибо всех их древностная неправда одолевает".

Сам И. Посошков считал свои мысли и предложения своевременными, но опасными. Не случайны его слова, обращенные к Петру 1: ..."всеугодно государь твоего милосердия прошу, чтобы имя мое неизвестно было сильным лицам".

Трудно сказать, читал ли Петр 1 посланное "Доношение...", но "сильные лица" с книгой познакомились, да и с автором тоже.

В октябре 1725 года появился в канцелярии тайных розыскных дел печально известный пытчик А. Ушаков. И все чаще приходилось на допросах повторять И. Т. Посошкову: я - непричинный (не виновный).

Пять месяцев Иван Тихонович Посошков томился в каземате Петропавловской крепости без суда и следствия. 26 января 1726 г. протопоп Исаакиевского собора исповедовал узника, а через пять дней тот скончался. Похоронили его на Выборгской стороне, на погосте церкви Сампсония Странноприимца, где обычно хоронили колодников Тайной канцелярии. И вот запись в тайной канцелярии, что "1 февраля 1726 года в 9 часов умер мастер Иван Тихонов сын Посошков".

Иван Тихонович заслужил славу первого русского писателя-экономиста. Без малейшего влияния зарождавшейся на Западе экономической науки, с которой он просто не мог быть знаком, Посошков самостоятельно выясняет принципы ведения народного хозяйства. И хотя рассуждения по этому вопросу у него кратки и элементарны, но ясность суждений и меткость языка весьма замечательны. И позднейшие исследователи отмечали это, сравнивая труд Посошкова с книгами так называемых меркантильных теоретиков.

Многие мысли И. Т . Посошкова опередили свое время. Так, он считал возможным разделить крестьянские и помещичьи земли и точно определить размеры крестьянской повинности. Между тем лишь спустя много десятилетий, при Екатерине II, правительство сделало робкую попытку ограничить число барщинных дней. В военном деле Посошков протестует против бессознательного действия плотно сомкнутого строя и высказывает мысли об одиночных действиях солдата. К этому же выводу в свое время пришел и Суворов, но осуществить подобное удалось лишь после Крымской войны 1854 - 1855 гг. Рассуждения Посошкова о рациональном ведении лесного хозяйства появились чуть ли не на сто лет раньше науки о лесоводстве. В предложениях по рыболовству можно найти ряд совпадений с рыболовным уставом, принятым в 1859 году.

Известный историк XIX века М. Погодин писал: "..Многие важные политические меры, которыми прославились царствования Екатерины II и Александра II, были предложены уже Посошковым". Он пытался стать помощником реформаторов той России, верил в прогресс страны, в счастье ее народа. Да и сегодня не устарел ряд его высказываний. "Без сомнения могу сказать... вся наша великая Россия обновится как в духовности, так и в гражданственности" (И. Т. Посошков).

Использованная литература:

1) М. Зайцев Жизнь и смерть И. Посошкова // www.mpg.ru/publik/99.htm

2) Платонов Д.Н. Иван Посошков М,. 1989 г.

3) см.: www.koliry.astroguru.com