кафедра политических наук |
||||
виртуальная библиотека |
||||
Что если человек после причащения изблюет от чрезмерного употребления пищи или питья? О(твет). Пусть кается и постится сорок дней. Если это случится не от пресыщения, а от дурноты, то двадцать дней; если же от другой ничтожной причины, то менее. Священник, совершивший что-нибудь подобное, должен сорок дней воздерживаться от богослужения и поститься; если же это случилось от другой какой ничтожной причины, то он постится неделю, воздерживаясь от меда, мяса и молока. Если же изблюет на третий или четвертый день после причащения, то должен подвергнуться покаянию. Если же кто-либо изблюет святые тайны, то должен каяться сто двадцать дней; если же изблюет по болезни, то три дня; изблеванное же следует выжечь огнем и прочесть сто псалмов; если же собака пожрет изблеванное, то должен поститься сто дней.
Если глиняные или деревянные сосуды подвергнутся осквернению, что надлежит делать? О(твет). Они должны быть очищены очистительными молитвами.
Что должно делать для души усопшего? О(твет). Должно уплатить одну гривну (griffna, Grifn) за пять обеден с курениями, хлебами и вареной пшеницей, которая именуется кутьей (kuthia)229 . Но вино священник должен иметь собственное.
Что, если я в течение восьми дней не давал ничего есть больному монаху, принявшему схиму (букв.: облеченному в одежды серафические)? О(твет). Это правильно, ибо он пребывал в чине ангельском.
Что, если латинянин захочет перейти к русскому обряду? О(твет). Пусть ходит в нашу церковь семь дней; пусть ему наречется новое имя, читаются набожно каждый день в его присутствии четыре молитвы, затем омоется в бане, семь дней воздерживается от мяса и молочного, а на восьмой день, вымывшись, придет в церковь. Над ним должны быть прочитаны четыре обычных молитвы, его облекают в чистое одеяние, на голову ему возлагают венец (corona) или венок (sertum), он помазуется миром, а в руки ему дается восковая свеча; в продолжение обедни его причащают и затем он считается за нового христианина.
Можно ли по праздникам резать птиц, рыб или других земных животных? О(твет). В день воскресенья, так как это день праздничный, человек должен идти в церковь, но, если того потребует нужда человеческая, можно резать.
Можно ли хранить весь год дары, освященные в вербную неделю (hebdomada palmarum, Palmwoche)?230 О(твет). Они должны храниться в чистом сосуде. Давая их больному, священник должен влить немного вина.
Можно ли добавлять воду к вину, причащая больного? О(твет). Достаточно [и одного вина]231 .
Можно ли давать причастие больным, беснующимся и безумным? О(твет). Причастие должно только коснуться их уст.
Можно ли священнику, у которого жена в родах, читать над ней молитвы, как это делается над женами мирян? О(твет). Нет, ибо в Греции такого обычая не соблюдается, разве только если нельзя найти другого священника.
Что следует есть в день воздвижения святого креста?232 О(твет). Монахи не должны есть рыбы, миряне же, лобызавшие в этот день святой крест, могут есть мясо, если только это не приходится на пятницу или среду.
Можно ли священнику, возлежавшему ночью с женой, утром входить в церковь? О(твет). Пусть прежде омоет ту часть, что находится под пупом, и тогда входит в церковь. Он может читать евангелие, но приближаться к алтарю или служить запрещается Но если священник пожелает служить в воскресенье и во вторник, то он может спать с женой в понедельник, и так далее.
Можно ли давать причастие неженатому? О(твет). Да, но только если он весь великий пост не сходился с чужой женой или со скотом.
Можно ли причащать младенцев после крещения? О(твет). В храме во время службы или пения вечерних молитв.
Какого рода пищу следует вкушать в великий пост? О(твет). В воскресные и субботние дни - рыбу, а в остальные - икру (Ikhri), т.е. (на их языке) рыбьи внутренности. В великую неделю монахам подобает вкушать мед и пить квас (Kvas), т.е. (на их языке) кислую воду.
Сколько свечей надо зажигать при освящении кутьи? О(твет). За души усопших - две, а за здравие живущего - три.
Как приготовляется кутья? О(твет). Взять три части вареной пшеницы, а четвертую - гороха (de pisis, Arbassen), бобов (de fabis, Panen) и сочевицы (de cicere, Zisern), также вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью эту по окончании похорон следует вкушать в церкви.
Когда следует крестить булгар, половцев (Polowczi) и чудь (Czudi)?233 О(твет). Если они предварительно будут поститься сорок дней и над ними будут прочитаны очистительные молитвы; если же это будет славянин, то должен поститься только восемь дней. При крещении ребенка священнику надлежит тщательно подвязывать рукава, чтобы при погружении ребенка на его платье не осталось чего-либо от воды крещения. Женщина также не должна входить в церковь в течение сорока дней после родов.
Следует ли причащать женщину после месячных? О(твет). Нельзя причащать, пока она не омоется.
Можно ли входить в жилище родильницы? О(твет). В то место, где родила женщина, никому нельзя входить до трех дней. Ибо как другие нечистые сосуды следует старательно мыть, так и это жилище должно быть прежде очищено молитвами.
Следует ли погребать после заката солнца? О(твет). Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых (corona mortuorum; der todten Cron)234 - видеть солнце перед погребением. Весьма велика заслуга того, кто погребает кости умерших и старые образа.
Можно ли супругу принимать причастие около праздника пасхи? О(твет). Если только он в четыредесятницу не спал с женой. Равным образом, если кто в день пасхи коснется зубами яйца или у кого будут кровоточить десны, тот должен в этот день воздержаться от причастия.
Можно ли мужу в следующую после причащения ночь спать с женою? О(твет). Можно. Однако, если жена зачнет ребенка порочного нрава, то родители должны подвергаться покаянию в пятницу, субботу и воскресенье. Если же родители окажутся знатными и именитыми людьми, пусть заплатят несколько гривен священнику, чтобы он молился за них.
Если случайно окажется брошенной на землю разорванная бумага (papyrus, papier), содержащая что-нибудь из священного писания, то можно ли ходить по этому месту? О(твет). Нельзя.
Можно ли употреблять в пищу молоко коровы в тот же день, когда она отелилась? О(твет). Нельзя, так как оно смешано с кровью, а спустя два дня - можно.
В каких случаях следует отрешать от священнослужения? О(твет). Если священник, пылая во время поста страстью к женщине, всунет ей в рот язык, если, воспламенившись похотью, он прольет детородное семя, то должен воздерживаться от богослужения целый год. Если же он совершит что-либо подобное до священства, то его не следует ставить священником. Если же в подобном прегрешении и позоре признается мирянин то в этот год он не должен причащаться.
Следует ли поставлять в священный сан того, у которого было единственное соитие, но женщина зачала? О(твет). Редко зачинают после первого соития; если же он сойдется с ней десять раз, то его посвящать нельзя. Кроме того, если кто растлит девушку или при первом соитии со своей женой заметит, что она лишена невинности, то также недостоин быть священником.
Какому покаянию подвергается разведшийся? О(твет). Его следует навсегда лишить причастия, которое можно даровать ему только на смертном одре.
Можно ли кому-либо при жизни справлять заупокойные службы за спасение своей души? О(твет). Можно.
Может ли супруг помогать супруге при совершении покаяния? О(твет). Не может, так же как брат брату.
Может ли священник отправлять богослужение в тот день, когда он хоронил мертвого и лобызал его? О(твет). Не может.
Должно ли причащать родильницу в безнадежном положении? О(твет). Лишь бы она была унесена с того места, где родила, и была вымыта.
Можно ли иметь общение с женой в том месте, где находятся образа святых? О(твет). Разве, приступая к жене, ты не снимаешь креста с шеи? Равным образом, нельзя совокупляться и в комнате с образами, если они не будут хорошо заперты и закрыты.
Можно ли тотчас после обеда и ужина перед отходом ко сну молиться в церкви? О(твет). Что лучше, спать или молиться?
Может ли священник посетить больного и дать ему причастие без священного одеяния? О(твет). Может.
Как надо вступать в брак? О(твет). Желающий вступить в брак должен воздерживаться от других женщин сорок или по меньшей мере восемь дней.
Необходимо ли покаяние со стороны женщины, которая выкинула? О(твет). Женщина, выкинувшая в пьяном виде, а не от какой-либо случайности, должна принести покаяние. Точно так же, если женщина даст своему мужу выпить той воды, которой она мылась, чтобы он любил ее, должна поститься шесть недель.
Можно ли употреблять в пищу мясо и молоко той коровы, с которой совокупился человек? О(твет). Все могут употреблять это в пищу, кроме самого развратника.
Может ли женщина прибегать к советам старух (vetula) для того, чтобы зачать? О(твет). Женщины, прибегающие, для того чтобы зачать, к советам и зельям старух, вместо того чтобы обратиться к священнику, дабы те помогли им своими молитвами, должны каяться шесть недель и заплатить священнику три гривны. Если же пьяный ударит беременную женщину, так что она выкинет, то он должен каяться полгода. И повивальным бабкам вход в храм должен быть возбранен в течение восьми дней, пока они не очистятся молитвами.
Для возврата к тексту нажмите на номер сноски
228) Г. приводит
перевод отдельных
статей «Вопрошания»
Кирика, иеромонаха и
доместика новгородского
Антониева монастыря,
священников Саввы и Ильи
и ответов новгородского
епископа Нифонта
(1129—1156), причем перевод
осуществлен Г. по так
называемой обычной
редакции «Вопрошания» (Смирнов
С. И. Материалы для
истории древнерусской
покаянной дисциплины. —
М., 1912. — С. 258. — Примеч. 1;публ.:
РИБ. — Т. VI. — Стб. 21—62). О
памятнике см.: Смирнов С.
И. Материалы... — С. 257—281;
Он же. Древнерусский
духовник. — М., 1913. — С.
104—132. Б. К; А. П.
229)
Кутья — ритуальное
кушание, в XVI в.
изготовлявшееся из
различных бобовых, что
и отразилось в названии
— от греч. — бобы (Исаченко
II.— С. 502—503).
230)
Вербная неделя —
предпоследняя неделя
великого поста. Б. К.
231)
В НГ, видимо, в
результате слуховой
ошибки вместо wein стоит «es
ist ain weniggnueg», т. е. «достаточно
небольшого количества».
232)
Крестовоздвижение —
14 сент. (здесь и далее
даты даются по старому
стилю). 5. К.
233)
Половцы — тюркская
средневековая
народность, занимавшая в
Х в. территорию северо-западного
Казахстана, а в XI—XIII вв.
— Дешт-и-Кипчак (Половецкую
степь) от западных
отрогов Тянь-Шаня до
Дуная и объединявшаяся в
несколько племенных
образований.
Чудь — древнерусское
название эстов. Это
название применялось и
по отношению к племенам,
жившим по течению рек
Онега и Сев. Двина. (Пименов
В. В. Вепсы. — М.; Л., 1965. —
С. 117—170). А. X.
234)
«...венец мертвых». В
этом непонятном месте Г.
неправильно понял и
сократил оригинал: «...но
тако погрести, яко еще
высоко (солнце, како и
венец еще не сыймется с
него: то бо последнее
видит солнце до общего
воскресения».