кафедра политических наук

виртуальная библиотека


Сигизмунд Герберштейн ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ

 

Обряд венчания государей (на царство)

 

[Нижеследующее описание, которое я добыл не без труда, наглядно но изображает обряд, которым венчаются (на царство) государи московские . Этот обряд применен великим князем Иоанном Bacильевичем, когда он, как я упоминал выше, короновал своего внука Димитрия великим князем и монархом Руссии.]

Посреди храма Пресвятой девы147 воздвигается дощатый помост, на котором помещают три седалища: для деда, внука и митрополита, Кроме того, устанавливают возвышение, называемое у них налоем (nolai)148 , на которое кладут княжескую шапку и бармы (barma), т. е. княжеские украшения149 . Затем к назначенному времени являются облаченные в торжественные одеяния митрополит, архиепископы [епископы], архимандриты (abbates, Appte), игумны (priorcs, Priorn) и весь духовный собор. При входе великого князя с внуком в храм дьяконы поют по обычаю "многие лета" одному только великому князю Иоанну. После этого митрополит со всем клиром начинает петь молебен Пресвятой деве и святому Петру-исповеднику, которого они, согласносвоему обычаю, называют чудотворцем (miraculosas, Wunderzaichner)150 . По окончании молебна митрополит, великий князь и внук восходят на дощатый помост и первые двое садятся на поставленные там седалища, а внук меж тем останавливается у края помоста. Наконец великий князь начинает такую речь: "Отче митрополит, по божественной воле, по древнему соблюдавшемуся доселе нашими предками, великими князьями, обычаю великие князья-отцы назначали своим сыновьям-первенцам великое княжение, и как по их примеру родитель мой, великий князь, при жизни (coram se, neben sein) благословил меня великим княжением, так и я при всех благословил великим княжением первенца моего Иоанна. Но как по воле божией случилось, что оный сын мой скончался, оставив по себе единородного Димитрия, которого бог даровал мне вместо сына, то я равно при всех благословляю его, ныне и после меня, великим княжением владимирским, новгородским и прочая, на которые я благословил и отца его".

После этого митрополит велит внуку приблизиться к назначенному месту, благословляет его крестом и велит дьякону читать дьяконскую молитву, а сам меж тем, сидя возле него и также склонив голову, молится: "Господи, боже наш, царь царей, господь господствующих, через Самуила-пророка избравший Давида, раба твоего, и помазавший его во царя над народом твоим Израилем, услыши ныне моления наши, недостойных твоих, и воззри от святости твоей на верного раба твоего" Димитрия, которого ты избрал возвыситьт царём над святыми твоими народами, которого ты искупил драгоценнейшею кровью сына твоего единородного, и помаж его елеем радости, защити его силою вышнею, возложи на голову его венец из драгоценных камней, даруй ему долготу дней и в десницу его скипетр царский, поставь его на престол правды, окружи его всеоружием справедливости, укрепи его десницу и покори ему все варварские языки, и да пребывает сердце его всецело в страхе твоем, дабы смиренно внимал он тебе; отврати его от неправой веры и яви его истым хранителем150 заповедей твоей святой вселенской церкви, да судит он народ в правде, и да дарует правду бедным, и да сохранит сыновей бедных, и да наследует затем царствие небесное".

После этого он говорит громким голосом: "Яко есть твоя держава и твое царство, так да будет хвала и честь богу отцу и сыну и святому духу ныне и во веки веков". По окончании этой молитвы митрополит велит двум архимандритам подать ему бармы, покрытые вместе с шапкой шелковым покровом, который они называют ширинкой151 . Затем он передает их великому князю и осеняет внука крестом, великий же князь возлагает их па внука. Потом митрополит говорит: "Мир всем", а дьякон ему: "Bладыко, помолимся". Тогда митрополит молится так: "Поклонитесь с нами единому царю вечному, коему вверено и земное царство, и молитесь царящему надо всем: Сохрани его под покровом твоим, удержи его на царстве, да творит всегда благое и надлежащее, да просияет правдою в дни свои и умножением господства своего, и да живом в спокойствии и безмятежно, без раздора, во всякой благости и чистоте". Это он произносит потише, а потом громко: "Ты еси царь мира и спаситель душ наших, слава тебе, отцу, сыну и святому духу, ныне и во веки веков, аминь". Наконец, он подает великому князю княжескую шапку, поднесенную по приказу митрополита двумя архимандритами, и осеняет при этом внука крестом во имя отца, и сына, и святого духа. Затем, когда великий князь возложил шапку на главу внука, его благословляли рукой сперва митрополит, а потом, прнступая, архиепископ и епископы. Совершив это по чину, митрополит и великий князь приказывают внуку сесть с ними рядом и, помедлив немного, встают. Между тем дьякон начинает так называемую у них литанию (letania, Lethaney)152 : "Помилуй нас, господи", именуя великого князя Иоанна; другой хор в свою очередь упоминает вели кого князя, внука Димитрия и иных по обычаю. По окончании литании митрополит молится: "О пресвятая владычице дево богородице" После молитвы митрополит и великие князья садятся. Священник или дьякон указует на место, на котором читалось евангелие, и говорит громким голосом: "Многие лета великому князю Иоанну, благовер ному, христолюбивому, богом избранному и богом превознесенному, великому князю Иоанну Васильевичу владимирскому, новгородскому и всея Руссии монарху, на многие лета". После этого священники поют пред алтарем: "Великому князю многие лета"; точно так же на правом и на левом клиросе дьяконы поют: "Многие лета". Наконец, дьякон снова громким голосом возглашает: "Многие лета великому князю Димитрию, благоверному, христолюбивому, богом избранному и превознесенному, великому князю Димитрию Иоанновичу владимирскому, новгородскому и веся Руссии, многие лета". Священники у алтаря и на обоих клиросах опять громко поют: "Многие лета Димитрию". По окончании сего митрополит, архиепископ, епископы и все собрание подходят но порядку к великим князьям и почтительно их поздравляют. Подходят и сынонья великого князя, кланяясь и поздравляя великого князя.

Продолжение


Для возврата к тексту нажмите на номер сноски

147)Успенский собор Московского кремля.

148) Налой - аналой, подставка для богослужебных книг в церкви.
149) Шапка и бармы - символы великокняжеской, с 1547 г. - царской власти. Шапка, хранящаяся в Оружейной палате, - остроконечный головной убор с соболиной опушкой и драгоценными камнями, среднеазиатской работы XIV в. Бармы - оплечье с изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Они упоминаются во всех завещаниях московских князей, начиная с Калиты, который "шапку золотую" передал Семену Гордому, "коць" - плащ - Ивану, "скорлатное портище сажено с бармами" - Андрею (ДДГ. - № 2. - С. 8, а также с. 16, 18, 36 и др.; Воронин Н. Н. Археологические заметки//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - М., 1956. - Вып. 62. - С. 17-32). Бармы вернулись старшему среди московских князей после 1456 г., и Василий II благословил Ивана III крестами, шапкой, "бармой" и сердоличной коробкой, которой придавалось большое значение в "Сказании о князьях владимирских" (ПСРЛ. - Т. 4. - Ч. I. - Вып. 2. - С. 497). Умолчал о них лишь Иван III, поскольку регалии с 1498 г. принадлежали Дмитрию-внуку (Там же. - С. 531), а власть получил Василий III. В завещании последнего значится: "Ивана благословляю царством руским, шапкою мономаховскою, и всем чином царским, что прислал прародителю нашему, царю и великому князю Владимеру Мономаху царь Константин Мономах из Царяграда" (ДДГ. - С. 432).
Слово "бармы" возводят к древнескандинавскому barm, шведскому bram или средневерхненемецкому brem (край), что, по М. Фасмеру, сомнительно. В русский, по А. В. Исаченко, проникло из польского brama - женское украшение на ногах, руках или голове (Исаченко II. - С. 496), что мало вероятно: в русском известно с первой трети XIV в., в польском - с 1493 г., хотя и в том и в другом имеет вторичное значение.
150) Петр - московский митрополит (1308-1326), канонизирован в 1339 г. Игумен одного из монастырей под Львовом, был по предложению галицкого князя Юрия Львовича поставлен в митрополиты, местопребыванием которых был Владимир, пользовался поддержкой московского князя Ивана Калиты, похоронен в специально перестроенном для этого Успенском соборе.
151) В латинском тексте, возможно, опечатка (в подчеркнутых словах): demonstra
ilii salvum conservatorem, т. е. яви ему истого хранителя, вместо demonstra illum, т. е. яви его истым хранителем. Затем ошибка перешла и в немецкий перевод: ertzaig ime den saligen behalter der gepott. Л. Н.
152) Ширинка - церковная пелена (Срезневский. - Т. III. - С. 1594, впервые в 1551 г.), кусок ткани, отрезанный вместе с каймой (Даль. - Т. IV. - С. 634), ручник, полотенце. Новобрачные жертвовали на церковь полотенце, используемое во время обряда венчания, раздавали ширинки в качестве подарков. Г. называет ширинку шелковой тканью, по-видимому, со слов свидетеля венчания Дмитрия-внука: в Чине венчания этот термин упоминается в формулярной редакции (Син. 675, л. 193 об.).
153) Литания - краткая молитва в католическом богослужении, которая читается и поется преимущественно во время церковных процессий. Литании восходят к литургической традиции V в. Прототипом для них послужили псалмы 118, 138. Известны литании святых (большая и малая), лоретская литания, литания имени Иисусова, ли тания сердца Иисусова. Литании западной церкви имеют некоторое сходство с ектениями, акафистами, молебными канонами и особенно с литиями (усердными молениями) восточной церкви. Основываясь на этом сходстве, Г. называет литию русского оригинала Чина венчания литанией (см.: Серединский Т. О богослужении западной церкви. Статья 4. - Спб., 1856. - С. 33-36; Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. Изд. 5-е. - Спб., 1894. - С. 229). А. П.